Главная

Категории новостей:

Обучение
Наука
Разное
Интервью

Из галереи...

Союз малых городов Российской Федерации
Санкт-Петербургский центр междисциплинарной нейрон
Родченко А.М. «Белый круг»
10.04.2009 г.

Картина «Белый круг», как и любое произведение искусства, несет себе обобщенный образ реальной действительности. В абстрактном искусстве этот образ может быть наиболее выделенным из реальности, отражать в себе наиболее общие ее черты, которые осознаны автором произведения в форме философского заключения.
Понаблюдаем за этим на примере картины «Белый круг».

Image
Родченко А.М. Белый круг. 1918.

По лаконичности форм и цветового решение это произведение близко к «Квадрату» Казимира Малевича. Эта близость отмечена для того, чтобы обратить внимание читателя на высокую степень обобщения явлений действительного мира.
По своему цвету белый круг близок к цвету основного пространства полотна, за исключением черного круга, с которым частично совмещен. Это позволяет ощущать белый круг принадлежащим этому основному пространству картины. Это пространство мы воспринимаем, как пространство бытия, в котором и разворачиваются все коллизии жизни, все ее проявления, уже проявленные и еще нет. Однозначная и предельно ясная форма белого круга воплощает в себе качество предметного мира, который открыт нашему сознанию.
Композиция картины говорит о том, что своим происхождением «белый круг» обязан черному пространству на заднем плане, которое также имеет форму круга. Черный цвет здесь максимально отделен от цвета других элементов композиции. «Черный круг», таким образом, дистанцируется от мира видимого нами бытия и несет в себе существенно иные свойства, нам совершенно не доступные. В таком состоянии «черный круг» говорит нам о мире идей Платона. Строгость его формы исключает всякую мысль о хаосе и, напротив, заключает в себе все потенции гармонии. Что и проявляется зримо в «белом круге».
Общность формы «черного» и «белого» круга дает нам возможность непосредственно ощутить, как мы близки к сокровенному лону природы. Это лоно едва не дышит нам в лицо и все же остается для нас недосягаемым. Мы готовы вот-вот коснуться его рукой, но этого прикосновения нам никогда не ощутить, а точнее не осознать…
Незначительная деталь «белого круга» демонстрирует нам его происхождение, генезис. Это – неяркая красная кайма на внутренней части. Она служит как - бы идейной основой формы. С нее началось ее развитие. Внешняя граница «белого круга» не имеет такого четкого завершения и это служит идеи его включения в пространство бытия картины, возможных следующих превращений и взаимодействий. «Белый круг» движется в пространство бытия, чтобы слиться с ним, обогатить его новым смыслом.
На идеи движения следует остановиться отдельно, потому что именно она делает «Белый круг» обращенным не в абстрактное пространство бытия, а к реальному зрителю.
Характер движение и его направленность имеют в произведении самое принципиальное значение. Неточности в осознании этого характера могут менять смысл произведения на совершенно противоположный действительному.
В этой картине «белый круг» не просто отделяется от «черного», он имеет четкое движение к зрителю. Это направление выражено в том, что «белый круг» располагается ниже «черного». Композиция картины придает «белому кругу» движение вниз, к основанию плоскости, к земле, на мы стоим, живем, страдаем и стремимся.
Почувствовать характер этого движение легко, если повернуть картину на 180 градусов, рис.1. В этом случае «белый круг» возносится вверх над «черным кругом» и в этом движении он удаляется от зрителя в некую «духовную высь». Но если эта «духовная высь» предполагается смыслом произведения, тогда уничтожается смысл «черного круга», который как раз и несет в себе всю абсолютную полноту идей и духа.
Все элементы композиции находятся в гармоничном единстве, составляя целостную высоко организованную структуру. В ней нет противопоставлений и борьбы противоположных начал. В ней есть дуализм, который и является источником движения.

Итак, картина «Белый круг» отражает в зримых образах непрерывный процесс рождения форм в недрах бытия, а, может быть – непрерывное раскрытие глубин Природы человеческому сознанию. Следствием чего является это раскрытие – следствием наших ли усилий или иной воли? Или жизнь действительно только начинается? Или такой она есть всегда? Важнее ответов на эти вопросы, очевидно, будет осознание факта этих состояний. А предпочтение того или иного варианта ответа – дело конкретного человека, его опыта, позиций, потребностей. Каждому из них служит каждое произведение искусства.

Последнее обновление ( 10.04.2009 г. )