Главная arrow Новости arrow Ольга Загородская — талантливый художник, обогативший искусство росписи по дереву
Ольга Загородская — талантливый художник, обогативший искусство росписи по дереву
Новости - Обучение
08.07.2009 г.
По просьбе профессора Народного художественного университета Николая Покровского редакция журнала «Личность и Культура» любезно предоставила для публикации на страницах нашего сайта статью, где рассказывается о замечательном художнике-педагоге Ольге Игоревне Загородской. С удовольствием знакомим Вас с этой статьей. Также надеемся, что она дополнит комментарий Николая Покровского от 15.06.2009. к вопросу о педагогах Народного художественного университета.

Справка – Ольга Игоревна Загородская получила высшее художественного образование в одном из лучших художественных ВУЗов страны - Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, ЛВХПУ.


Восхождение

В связи с образованием Народного художественного университета  редакция журнала «Личность и Культура» попросила уточнить некоторые детали его деятельности двух участников этого проекта – Николая Борисовича Покровского, генерального директора ЗАО «Гуманитарный фонд», и Ольгу Игоревну Загородскую, художника-педагога.

Ред.: Николай Борисович, что лежит в основе программы росписи по дереву в этом Университете?

Н.Б.П.: В основе – пятнадцатилетняя практика обучения этому делу более 4000 человек на базе ПК «Меридиан 2000». Но сама практика – только внешняя часть. Все это время ее сопровождал весьма напряженный поиск ответов на ряд научных вопросов, касающихся глубинных свойств сознания человека, а также и вопросов самого становления народного искусства, его гносеологических корней, путей зарождения новых форм. Последнее особо актуально. По нашим оценкам, сегодня культура в чудовищных масштабах засоряется низкопробными продуктами, ориентированными на самые примитивные вкусы и низменные потребности. Если не говорить об атавизме, как следствии этого, то о деградации личности можно говорить уверенно. Возникла острая потребность в развитии эстетики  народного искусства в новых условиях ускоренных темпов современной жизни. Как ни в Санкт-Петербурге искать решения этой проблемы? Здесь крупнейшие музеи, художественные ВУЗы. На наш взгляд блестящим профессионалом, подготовленным Училищем им. Мухиной является Ольга Загородская. Она находится в эпицентре этой проблематики.

Ред.: Ольга Игоревна, что Вы скажите по этому поводу?

О.И.З.: Мы с Николаем Борисовичем сотрудничаем более 10 лет. Я очень высоко оцениваю его личную позицию, которую разделяют его коллеги и в «Гуманитарном фонде» и в производственном кооперативе «Меридиан 2000», где организовано обучение людей художественной росписи по дереву. В этой позиции я хочу выделить два важнейших момента. Первый – поиск путей того, как раскрыть сущность искусства самому широкому кругу людей, сделать их не только его носителями, но и творцами. Второй – поиск того, как помочь роднику народного искусства политься обильнее и шире. Как ученый, Николай Борисович придает особое значение знанию, и передо мной им была поставлена задача соединить академические знания о последних формах предметной эстетики с живыми народными традициями. Мы полагаем, что это абсолютно органично для культуры Санкт-Петербурга. И я очень рада работать в таком ключе, здесь профессиональное творчество сливается с безусловной классикой. Это просто изумительно!

Ред.: И что-то конкретное уже родилось от этого союза?

О.И.З.: Кажется, да. Я заимствовала из техники Гжели боковой мазок, очень лаконичный, несущий легкость, воздушность и объемность. Волховская роспись, которая возникла в конце 19 века, славится своей живописностью, красочностью. Некоторые специалисты называют ее Сельским Ренессансом. Это наша северная роспись и для меня было естественным обратиться к ней, чтобы привнести в метод Гжели эмоциональность, солнечное многоцветие. Я считала, что эмоциональность нуждается в объеме, который придает ей живое дыхание, если хотите, пульс жизни.
В результате получилось воздушное, легкое, играющее оттенками письмо, где в каждом лепесточке, листочке, травинке отражается красота живой Природы. Это – мазковая, живописная роспись. На кисть набирается сразу 3 цвета и движением кисти создаются совершенно особая фактура красочного строя.  В этой технике можно писать цветочные и ягодные мотивы, разнообразные букеты, бабочек, птиц, рыб и даже целые пейзажи.
Эта техника обладает высоким творческим началом. Мастер получает возможность творить в пространстве света и цвета, формы и композиции, создавать самые разнообразные решения, глубоко вдумчиво и эмоционально проработанные. По своему эстетическому содержанию эта техника очень богата.

Ред.: Николай Борисович, а Вы довольны полученными результатами?

Н.Б.П.: Вполне. Хочу отметить, что ее автору удалось решить среди прочих и одну принципиальную проблему. Речь идет об объемности письма. Каждая ось координат приносит нам новую степень свободы, а, значит, и новые возможности. Поэтому объем в принципе был важен для нас. Но объемность ни в коем случае не должна быть иллюзорной, это противоречило бы самому духу народного искусства. Его предметом являются поверхность того, что окружает человека. То есть, изображение должно ощутимо принадлежать плоскости, быть плоскостным.  В работах Ольги Загородской ощущение объемности рождается уже в сознании человека от восприятия цветового исполнения. Это ощущение создается тем живым дыханием и эмоциональной насыщенностью, которым наполнено изображение благодаря технике исполнения. Так невидимая на поверхности проблема была профессионально решена.

Ред.: Николай Борисович, Вы входите в состав Художественно-Экспертного Совета при Правительстве Ленинградской области. Будете ли Вы стараться «внедрить» эту роспись в Ленинградской области.

Н.Б.П.: Для народного искусства очень важна среда бытования. Роспись Загородской, с ее объемностью пространства, родилась в городской среде, где четко проявлена рафинированная геометрия форм. Ленинградская область – это, так сказать, в основном ландшафтная среда. Ее восприятию вполне соответствует выраженное плоское письмо, где названы важнейшие пластические и цветовые качества этой среды. Для сельской лаконичной эстетики, мне кажется, роспись Загородской привнесет излишнее нагромождение. А вот в Санкт-Петербурге эта роспись может получить «прописку». Уже десятки людей на курсах  ПК «Меридиан 2000» овладели этой техникой и создают очень интересные самостоятельные произведения. Еще десятки заимствуют их опыт.

Ред.: Николай Борисович, Ольга Загородская говорила о технике Гжели и Волхова, а как можно назвать ту роспись, которую создала она?

Н.Б.П.: А давайте и назовем ее прямо сейчас именем ее автора – «загородской росписью». Это, по-моему, и точно и справедливо.

Ред.: Ну что же, значит, Вы нам рассказывали о загородской росписи по дереву. Спасибо, желаем Вам дальнейших успехов и новых интересных решений, новых восхождений к вершинам подлинного искусства.

Последнее обновление ( 09.07.2009 г. )