Разделы публикаций:
Открытый урок |
Базовые по искусству |
Научно - методические |
О картинах |
Исцеление живописью |
Публикации - Научно — методические | |
04.01.2011 г. | |
Новое направление в отечественной медицине. Системный подход к практике арт-терапии показал ее мощные ресурсы для исцеления человека и те опасности, которые скрыты в отсутствии у арт-терапевтов тех знаний, которых касается автор статьи Н.Б. Покровский. Одной из актуальных проблем медицины сегодня является процесс реабилитации людей после коматозного состояния, а также в случаях длительного и тяжелого нарушения двигательных функций. К таким случаям относятся травмы спинного мозга. И с медицинской, и с гуманитарной, и с экономической точки зрения эта проблема является весьма серьезной. Например, в России она касается более одного миллиона человек в год. Период лечения этих больных может достигать нескольких месяцев и требовать значительных усилий не только медицинского персонала, но и родственников больных, а также со стороны социальных структур. Правительством Москвы 22 октября 2007 г. введен в действие «Протокол ведения больных с последствиями травм спинного мозга в восстановительном и позднем периодах». Этот детально проработанный документ дает исчерпывающую характеристику проблемы и указывает на адекватную совокупность мер. В разделе «Психолого-педагогическая коррекция» указано: «Более раннее начало психотерапевтических мероприятий, а также социальная активность больного (участие в спортивных тренировках и соревнованиях инвалидов, восстановление профессиональной и семейной роли, интеллектуальная нагрузка и занятость) являются профилактикой деформации личности, ее патохарактерологического развития, способствует наиболее эффективному возвращению больного к посильному труду». Перечислим основные положения. Внешние позитивные эффекты занятий изобразительным искусством хорошо известны в арт-терапии и широко используются арт-терапевтами. Но здесь необходимо отметить, что очень часто эти специалисты мало знакомы с профессиональными сторонами изобразительного искусства. Это существенно снижает результативность практики. Но более важно другое – арт-терапевты часто не учитывают сам механизм мышления человека, который таит серьезные риски для пациента. Выше уже говорилось о благотворной роли экстравертной ориентации сознания. В изобразительном искусстве этому соответствуют занятия декоративно-прикладным и реалистическим искусством. Искусство авангарда XX в. не может быть рекомендовано в терапевтических целях. Это однозначно следует из Теории отстранения [2]. Авангард (охватим этим термином все новые формы постимпрессионизма) является типичным продуктом интровертного сознания технократической цивилизации. Негативным следствием этого типа сознания является утрата органической связи с окружающим миром. Это лишает человека возможности воспринимать и использовать модели продуктивного поведения. Образное мышление угасает, начинает доминировать понятийное мышление, которое является гораздо менее продуктивным, гораздо более энергозатратным. Но главное то, что преобладание понятийного мышления существенно обедняет эмоциональный аппарат человека. Это особенно важно понимать, так как в общем случае любой продукт мышления человека на 80% обеспечивается эмоциональными переживаниями [4]. Схематично поясним негативные следствия занятий абстрактной живописью больного с проблемами психики. На первых этапах эти занятия могут создавать существенный позитивный эффект. Этот эффект создается двумя основными инструментами. Первый – структурирование деятельности сознания в целом, перевод его в системное, гармоничное состояние. Второй – естественная эйфория от осознания факта наличия творческого сознания. Это явление уже имело место в широких масштабах на стадии возникновения человека. Внешне это выражалось во множестве «макарон» – кривых линий всевозможной формы, которые наносились на все, что было доступно, начиная от стен пещер [5]. В настоящее время к разновидностям явления «макарон» можно отнести «граффити» – весьма популярное покрытие стен всевозможными графическими изображениями. Однако на более поздних этапах занятий абстрактной живописью должны развиваться следующие явления. Человек погружается в себя в поисках новых содержаний и смыслов произведений. При этом коммуникативные (важнейшие для выздоровления в этот период) способности сознания начинают слабеть. От деструктивных мотивов поведения сознание человека ограждает только зыбкая стенка творческого порыва. Стенка эта очень непрочная. Достаточно возникнуть небольшому локальному дефекту в этой стенке – и в мышление человека ворвутся все те чудовища, которые за этой стенкой притаились. Начнут появляться проблемы психического и физиологического характера. Приведем некоторые результаты социологического исследования [6], проведенного среди учащихся курсов ПК «Меридиан 2000», включенных в состав Народного художественного университета. 100% опрошенных описали свое состояние при занятии изобразительным искусством как одухотворение. 44,5% испытали азарт,44,5% отметили возрастание яркости всех ощущений и снятие напряжения, тревожности, 89% респондентов сообщили, что после получе¬ния творческих решений у них возрастает чув¬ство уверенности в себе, появляется стремление найти новое. 67% ощутили согласие с миром, его принятие, гармонию и красоту, такое же количество пережило состояние прозрения, постижения истины, вдохновения. 56% пережили спокойную радость, ощущение согласия с собой. У такого же количества опрошенных появилось или усилилось ощущение смысла жизни. 44,4% даже испытали экстаз, возбуждение, всплеск активности, желание что-либо говорить или делать. 78% респондентов ощутили, что после получения творческих решений возникает ощущение, что и «любая задача по плечу». Эти данные иллюстрируют некоторые отзывы самих учащихся: «Курсы для меня – частица жизни, вернее они возвращают меня к жизни, дают радость, смысл», «Сейчас не представляю себя без этой замечательной работы (росписи по дереву – авт.). Сколько она дает радости мне, моим близким и просто знакомым! Ведь я могу сделать своими руками эксклюзивные подарки, которыми восхищаются и гордятся», «Занятия помогли мне справиться с болезнью», «Только на курсах я получаю так много положительных эмоций, кото¬рых так не хватает в жизни», «С этого времени (с начала занятий – авт.) в моей жизни появилось счастливое время творчества. Нет суеты и всего, что раздражает – часы рисования – это часы радости, гармонии, душевного покоя». Позитивное влияние занятий не раз отмечали женщины в периоды беременности, что побудило создать специальную программу для женских консультаций. К сожалению, из-за недо¬статка средств и сил первые попытки реализовать эту программу не удалось продолжить даже при живом интересе к ней руководителей консультаций. Однако не только занятия искусством благотворны в период реабилитационного периода, но и само это искусство в виде конкретных образцов. По согласованию с Комитетом по молодежной политики в Клубе Олимпекс (Василеостровский район) нам представилась возможность встречи с молодыми людьми также с различными формами умственной отсталости, где мы говорили именно о содержательной части картин – пластический анализ произведений. И это опыт продемонстрировал возможности «включения» в содержание картины даже этой группы зрителей. Подтверждением нашего опыта является и опыт общественной организации родителей детей с синдромом Дауна – ГАООРДИ. Таким образом, сегодня есть все основания рассматривать занятие больных изобразительным искусством как существенный ресурс повышения эффективности лечебной деятельности для данной группы больных. В настоящее время этот ресурс используется в ничтожной мере. Все сказанное послужило тому, что в план Научной части Народного художественного университета включена работа «Ресурсные методы восстановительной практики для больных с травмами спинного мозга, а также перенесших коматозное со стояние». На использование внутренних ресурсов человека в лечебных целях направлено данное исследование. В качестве практической базы работы по социальной адаптации больных выбран ПК «Меридиан 2000». В Центре системных исследований Санкт-Петербургского союза ученых в рамках направления «Личность и Культура» создана Группа медико-социальной реабилитации. Исследовательской базой и партнером в методической части исследования является «Ассоциация АнтЭра. Институт клинической медицины и социальной работы им. М.П. Кончаловского ». Литература 1. Информация о деятельности производственного кооператива «Меридиан 2000» с 11.01.1990 по 11.01.2010 г.// Личность и Культура. – 2010. – № 2. – с. 21-26. 2. Сивкова Т.Л. Гуманитарный фонд предупреждает// Личность и Культура. – 1999. – №1. – с. 11-13. 3. Покровский Н.Б., Сивкова Т. Л., Покровский Б.Н. Раз¬витие или деградация// Личность и Культура. – 2000. – № 4. – с. 6-9. 4. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Жаринова Е.В.. Homo sapiens эмоциональный //Личность и Культура. – 2006. – №№5-6. 5. Горчаков В.А. К проблеме генезиса изобразительного искусства. Советское искусствознание. 1. 1978. Советский художник. М. 1979. с. 73-103. 6. Стародумова Е. К вопросу о влиянии изобразительного искусства на психологические параметры человека// Личность и Культура. – 2009. – № 5. – с. 96-98. 7. Покровский Н.Б. Всеобщая изобразительная грамотность в России – суперпроект в развитии науки и образования. Доклад на I Всероссийской конференции «Наука, образование, инновации». ИНИОН РАН. Мо¬сква. 2009 г. 8. О возможности реабилитации умственно отсталых людей// Личность и Культура. – 2006. – № 3. – с. 5-8. |
|
Последнее обновление ( 04.01.2011 г. ) |