Главная

Категории новостей:

Обучение
Наука
Разное
Интервью

Из галереи...

Союз малых городов Российской Федерации
Санкт-Петербургский центр междисциплинарной нейрон
О гиперреализме.
Публикации - О картинах

В статье использованы иллюстрации с сайтов: http://unnatural.ru/, http://www.saatchi-gallery.co.uk/, http://creativing.net/

Изобразительное искусство является одним из древнейших способов познания мира. Когда возникла наука, изобразительное искусство стало параллельной магистралью на пути интеллектуального освоения мира. И эти две магистрали человеческая культура выстраивает параллельно, то есть картины мира в сферах науки и искусства совпадают в определенный момент времени. Высокая Античная культура, постигая мир и мыслительно и зрительно, пришла к открытию электрона почти за 2 тысячелетия до системного изучения электричества. И на этом…остановилась. Сегодня мы можем объяснить эту остановку тем, что, согласно «принципу неопределенности» Гейзенберга, «жизнь» электрона можно отображать только в вероятностных характеристиках. Микромир не имеет своего пластического образа, а отображается только математическим путем.

Image 

Соответственно, античной мысли этот мир был уже недоступен. Импрессионизм самым естественным образом завершил фазу пленэра, которая точно отве-чала «механическому», взгляду на мир науки того времени. Причем импрессионизм и естественные науки обратились к изучению света практически синхронно. Это и понятно, ведь в пространстве культуры нет разрывов. И вот в искусстве XX в. появляется такое направление, как гиперреализм. Назовем имена лишь нескольких мастеров в этом виде искусства: Жак Боден, Том Мартин, Эрик Кристенсен, Омар Ортис, Дуэйн Хансон. С одной стороны, это как бы возврат к реализму. С другой стороны, это создание реаль-ности, которая более реальна, чем реальность-модель. Это переход за грань реальности.

Image

Гиперреализм также возник синхронно с процессами в науке. В XX в. научно-технический прогресс достиг торжества над материей. Технологии жизнеобеспечения про-изводили колоссальные масштабы продуктов для удовлетворения уже не столько естественных потребностей, сколько фантазий потребителей. Экономика в изобилии приносила материальные блага. Прагматический разум приобрел господствующее положение. И это было объективно необходимо – слишком велика была цена ошибок, от экономических кризисов до технократических катастроф. В этих условиях пластическое восприятие мира в изобразительном искусстве также пришло к наивысшей степени материализации образа. Материя в чистом виде, как и свет в импрессионизме, заполнила собой содержание произведений. Материальные качества формы стали главной темой изображения. К состоянию материи обращен весь пафос гиперреализма, как раньше к состоянию света – у импрессионизма.

Image

Импрессионизм довольно быстро исчерпал свой потенциал, который не питал энтузиазм поиска и исследования внутренней природы мира. Тупиковый характер этого направления быстро осознали многие художники. Для некоторых, как для Сислея, это стало личной драмой. Другие – Ван Гог, Гоген, Сезанн вырвались на новые просторы чувственного освоения мира. Их открытия были грандиозны. Ван Гог увидел жизнь в материи, Гоген – ее музыку, Сезанн – движение. Некоторые исследователи считают, что Сезанн опередил Эйнштейна. Сегодня импрессионизм остался, главным образом, в технике живописи, его упоение мате-риальным светом ушло в прошлое.

Image

Природа и, очевидно, судьба гиперреализма сходны с судьбой импрессионизма. Гиперреализм не рассматривает отношения между предметами мира, их связи. Он фиксирует только состояние каждого из них. Свойство «гипер» исключает даже намек на присутствие этих связей. Иначе это снизит уровень «гипер», разрушит саму природу направления. Например, представим себе картину, где человек едет в машине по дороге. Здесь и машина, и человек, и дорога, и весь окружающий мир будут существовать только сами по себе, как абсолютно самодостаточные Предметы. Каждый из них живет своей жизнью и именно в этот момент. Представить их состояние и отношения в другой момент в принципе невозможно. Это гиперреализм времени. В этом общность гиперреализма и импрессионизма особенно себя обнаруживает.

Image

Может возникнуть вопрос: «Если импрессионизм довольно быстро сошел со сцены как инструмент познания мира, почему история гиперреализма столь продолжительна?» Вот здесь самый подходящий момент посмотреть на состояние науки, в частности, физики – той науки, которая объясняет мир. Сегодня сами ученые характеризуют это состояние как тупик. Но нет никаких сомнений в том, что физика найдет выход из этого тупика, как уже было множество раз. Другого не может и быть – путь познания непрерывен, а вот его результаты дискретны. Чередования фаз – закон всех систем.

Image

Разумеется, выйдет из тупика и искусство. Вопрос только в том, кто сделает это быстрее. Кстати, по мнению многих специалистов из различных областей знаний, сама культура современной цивилизации находится в тупике. Значит, в перспективе следует ожидать в жизни планеты крупных перемен колоссального масштаба. Возможна смена самой культурной парадигмы. Одним из признаков этого вполне может быть явление гиперреализма, который как «к стенке» прижал сознание к видимой форме. Так что сознанию ничего другого не удается, как осуществить прорыв в ее содержание.

Последнее обновление ( 06.09.2012 г. )