Евсей Моисеенко, «Сергей Есенин с дедом». |
Публикации -
О картинах
|
Евсей Евсеевич Моисеенко – замечательный представитель советской художественной школы, чье творчество основано на фундаментальных законах изобразительного искусства. Е. Е. Моисеенко – один из тех, кто формировал концепцию Народного художественного университета в Санкт-Петербурге.
Для творчества этого художника характерен тонкий лирический строй и крупно масштабные обобщения, глубокий синтез различных жизненных явлений. В данном произведении качества Моисеенко-художника проявлены особенно зримо.
Сам формат картины и ее композиция организуют движение взгляда снизу верх. И это состояние сопровождает все дальнейшее восприятие картины.
И внук и дед одеты одинаково в светлые одежды. Это неожиданное решение для повседневного крестьянского быта придает обоим особый «выделенный» духовный образ. Этот образ не только просто объединяет двух близких людей, он соединяет прошлое и будущее, …минуя настоящее.
И в этом «миновании» содержится глубокий смысл – мгновенность бытия будущего поэта, птицей пролетевшего в отечественной культуре.
Но как пролетевшего? Об этом тоже рассказывает картина.
Фигуры в светлых одеждах не контрастируют с фоном, который органично слит с ними и окружает их, как бы в ожидании предстоящего.
Сергей полностью принадлежит этому ожиданию. Только фигура деда связывает это пространство с «рекой жизни», которая «протекает» далее в виде обычных своих атрибутов - жилищ, животных, пашни, дорог, деревьев и неба с плывущими облаками.
Склон горы справа в картине ярко освещен по сравнению с левой частью. И это создает впечатление пролившегося луча света. Не таким ли лучом пролилась и поэзия Сергея Есенина?
Эта поэзия наполнена и обнаженностью ветвей, и теплом земли, в темных недрах которой сокрыты тайны вечности. Светятся в поэзии Есенина и стены церквей, зовущих прижаться и войти в них. И едва ли не единственной такой тонкой и бесхитростной мелодией звучит душа человека, происшедшего от этой земли.
Светлые одежды фигур Сергея и деда сильно контрастируют с темным цветом их «человеческой» кожи. Это создает ощущение, что люди облечены в светлые одежды, какие присуще ангелам. И вот здесь со всей отчетливостью начинает ощущаться то движение, которым наполнено произведение.
Это движение направлено с очевидностью вверх к светлым стенам храма, а через него к небу.
Темный купол храма отделен от темного облака своего рода нимбом, и четко прочитывается на фоне неба. Внутри композиции это выявляет «траекторию» движения, обнаруживает его содержательное наполнение.
Творчество Сергея Есенина хорошо знакомо любому культурному человеку. Естественно оно было знакомо и Моисеенко-художнику. Но разве прочтение его картины не придает этому знакомству новую душевную глубину и понимание? И какой изумительной близостью обогащает это понимание того, кто потом возьмет в руки книгу со стихами поэта или просто вспомнит некоторые из их.
Картина Е.Е. Моисеенко «Сергей Есенин с дедом» - еще один пример постижения мира средствами изобразительного искусства. В этом роде искусства Народный художественный университет видит исключительные возможности для постижения всех граней жизни, раскрывая человеку их безграничные богатства.
|
Последнее обновление ( 03.03.2013 г. )
|