Главная

Категории новостей:

Обучение
Наука
Разное
Интервью

Из галереи...

Союз малых городов Российской Федерации
Санкт-Петербургский центр междисциплинарной нейрон
Ванг Ке Йин – художник и философ.
Публикации - О картинах
07.08.2013 г.
Image

Эта статья стала возможной благодаря замечательному сайту «Искусство» (art.mirtesen.ru), а также Евдокии Краюшкиной, которая представила ряд картин современного китайского художника Ванг Ке Йина (1932-2003).

Особенно мы признательны Евдокии Краюшкиной в связи с тем, что информация об этом художнике в Интернете есть только на китайском языке. Ванг Ке Йин работал в традиционном изобразительном стиле ГОНГБИ. И это позволяет нам коснуться сразу двух тем – совершенно особой цивилизации, которая насчитывает более пяти тысяч лет и совершенно особой художественной школы, пластического языка этой цивилизации, чей возраст заслуживает самого заинтересованного внимания.

Image

Об одном художнике в Древнем Китае современники говорили: «Он понял душу бамбука». И в этих словах выражена одна из главных черт изобразительного искусства в Китае. Для этого искусства типично устремление интеллекта к природе, первопричинам всего сущего. В этом устремлении и нервы и рациональная мысль напряжены совокупно. И это напряжение насыщено ощущением мира как целиком живой материи. В европейском искусстве пример такого взгляда на мир мы видим в творчестве Ван Гога. Подобное ощущение мира хорошо заметно и у другого известного европейского художника – Эль Греко. В этом можно усмотреть те связи, которые при всех различиях Востока и Запада все же существуют и сближают эти две сильно обособленные цивилизации.

Китайский художник обязательно – мыслитель. Нередко – философ. Ванг Ке Йин – один из них.

То, что Ванг Ке Йин является современным художником, позволяет нам признать актуальность и традиционного метода познания действительности и способа выражения, сделанных открытий. Здесь мы приведем несколько работ художника с нашими комментариями. Из-за трудностей перевода картины на сайте Искусство не имели названий, но они и не нужны для целей данной заметки, и нисколько не умаляют возможности прямого «разговора» с автором на его пластическом языке. То, что было выше сказано о «душе бамбука», мы ясно ощущаем и в картинах с растениями

Image

Неподвижному и молчаливому растению отдана вся поверхность картины. Каждый лист или ветка несут в себе импульсы не только самой Земли, но и всей Вселенной. Каждый из них живет своей жизнью в общем потоке этой Великой Реки во времени и пространстве. И поразительно то, как эти листья и ветви создают единое целое куста или дерева! На обеих картинах мы ясно ощущаем жизнь единого организма, выражающего свою сущность через индивидуальные черты его частей.

Image

Птицам принадлежат высоты земли. И автор помещает нас вместе с ними на вершину одной из гор – места их жилищ. Вместе с ними мы поднимаемся над облаками и смотрим сверху на другие вершины. Интересна каждая деталь композиции картины. Две взрослые птицы вместе смотрят в окружающее пространство – пространство их жизни. Они полностью готовы к этой жизни в отличии от своего птенца, для которого его жизнь покат только – его родители. Интересно, что фигуры взрослых птиц даны исключительно на фоне форм земли – гор. В этом хорошо прочитывается и их земное происхождение. Обитатели небес плоть от плоти – земля, которая и наш мир, мир людей. И в это рождает некую «материальную» близость зрителя с персонажами картины. И одним из эффектов этой близости становится более явственное наше присутствие на вершине вместе с птичьей семьей, а также и наше собственное восприятие окружающего бесконечного мира.

Image

Вместе с птицами мы спускаемся в крохотные потаенные уголки земной поверхности.

Легкие и трепетные (как человеческая мысль) птицы ведут нас к подножьям растений в травы, к бурным струям воды. С этим семейством художник предлагает нам разделить заботу о живительной влаге. Ее живительной силой напитаны листья и трава. Слегка вспененные струи не позволяют беззаботно в них окунуться и испить. К ним необходимо еще приступить и сделать это надо разумно и осторожно. Живой разумностью дышит это произведение. Этой разумностью, как и влагой, напитано все живое в картине. И даже камень несет на себе ее печать. Но не только пищу и влагу несет этот мир живому, но и испытания.

Image

И мы это хорошо понимаем, глядя на мерзнувших птиц среди заснеженного поля. Не приветлив и отчужден здесь мир вокруг. Земля и небо отчуждены одинаково. Поникают листья, ежится все живое, стремясь укрыться в самом себе.

Не следует ли и нам быть готовыми встречать в жизни время от времени житейскую «непогоду». Она также органично присуща миру, как все другое. И даже составляет с ним своего рода гармонию. Именно эта гармония и принуждает принять испытания мирно, без агрессии, без злобы и не забывать о том, что за тяжелыми тучами светит яркое негаснущее Солнце.

Но где взять силы для исполнения этих благих пожеланий? Только в самом себе. Только в «этом месте» мы можем их обрести. Однако, картина художника каким-то неясным образом дает почувствовать, что сделать это будет легче, если ты не один.

Image

В многоликом мире только одно остается неизменным в веках – его безусловная гармония. Если эту гармонию уничтожить, мир исчезнет. Произведением, которое насыщено волшебным чувством несказанной гармонией, мы хотим закончить эту заметку. Рационально «разъяснить» эту гармонию невозможно. Она превосходит все имеющиеся понятия. И, очевидно, никогда в будущем эти понятия не смогут ее охватить. Однако, как она доступна кисти крупного художника!

Image

В связи с этим стоит вспомнить об «антропном принципе» Вселенной. Согласно современному естественнонаучному знанию факт существования и непрерывного развития Вселенной можно объяснить только действием цели. Эта цель – появление Наблюдателя, который будет смотреть на Мир. Фигура художника наилучшим образом соответствует этой цели.

Народный художественный университет

Последнее обновление ( 07.08.2013 г. )