Новое:
Университет
Разделы публикаций:
Открытый урок |
Базовые по искусству |
Научно - методические |
О картинах |
Музыкальные ню Андрея Белле |
Публикации - О картинах | |
20.11.2013 г. | |
(учимся видеть и слышать живопись одновременно) Андрей Белле – современный петербургский художник. В этой статье мы рассмотрим несколько картин автора, которые объединяет композиционный подход к обнаженной женской фигуре. Даже беглый взгляд (и именно беглый) на эту небольшую группу картин вызывает ощущение музыкальности. Даже такой компонент музыкальной композиции, как контрапункт, представлен в работах с рафинированной осязательностью. Здесь уместно будет сообщить уважаемым читателям, что художник работает также к технике дизайна, оформляя музыкальные диски своего друга Андрея Макаревича. Дизайн это – художественное конструирование, т.е. искусство, несущее логику конструкторского мышления. Поэтому вполне можно ожидать, что в живописных работах Андрея Белле принципы музыкальной композиции также будут присутствовать. Будет присутствовать и условность дизайнерских решений. Посмотрим теперь на работы художника, как на синтез всех этих влияний.
Женская пластика дается в работах с максимальным раскрытием. Мышечной структуре фигур придается особая выразительность. Поэтому пленительная прелесть женского тела наполняется еще и органичной естественностью творения Природы. Все это вместе создает то самое очарование, которое притягивает в себе взгляды художников-мужчин. В двух из четырех работ фиксирует и обозначает фигуру женщины в картине полосы материи, которые заметно контрастируют с фигурами. Причем этот контраст вызывает интересный эффект. Эти полосы ткани заставляют взгляд зрителя двигаться не только вдоль фигуры (как обычно), но и поперек ее. Это создает ощущение более высокой осязательности фигуры. Взгляд «гладит» фигуру и вдоль и поперек. Причем если в одном случае этот взгляд особенно гладит руку вдоль полосы ткани, то в другом – ногу, форма которой сливается с этой полосой. Во всех композициях фрукты также даются контрастно и рождают своим ритмом ту мелодию, которая наполняет произведения. При сильных контрастах в них можно услышать рояль, при более слабых – скрипку. Возможны, конечно, и другие инструменты. Все зависит от самого зрителя. В этом то и скрыта способность произведения «перетекать» в сознание самых разных людей. Направления контрастных полос ткани в двух композициях создают и разные впечатления. Сильно контрастная белая полоса, которая идет вверх слева направо, вызывает ощущение и физического движения в этом направлении. Ритм фруктов придают вместе с фигурой особую силу движения. У зрителя появляется чувство, как будто он держит на руках женскую фигуру и поднимает ее вверх. В той композиции, где полоса ткани идет вниз слева направо, фрукты своими мягкими акцентами поддерживают фигуру навесу и не дают ей скользить вниз. Фигура на этой картине парит, как и на другой, где она расположена горизонтально в верхней части картины.
Парят эти фигуры по-разному. Светлые фрукты на темной материи как будто купают светловолосую женщину в волнах своего ритма. Темноволосая модель нежится в легком бризе, который, тая в пространстве, струится от группы фруктов в правом нижнем углу картины. На той картине, где светловолосая женская фигура дается фрагментом – часть ее скрывает темная накидка – группы пятен, которые образуют фрукты вверху слева и внизу справа, удерживают фигуру в ее положении. Зрителю предоставляется возможность всматриваться в устойчиво зафиксированное женское тело. Отсутствие какого-либо явного признака движение, все же не мешает ощущению кружения вокруг фигуры. В музыке аналогию такого состояния можно найти в серенаде. При этом предмет внимания исполнителя серенады, может находиться неподвижно за занавесью окна или нежится в пастели, точно так же, как и фигура на картине. Итак, мы попытались увидеть и услышать те мотивы, которые двигали руку автора. Насколько нам это удалось, наверное, к счастью, не может судить и сам автор. Очень часто бывает так, что произведение талантливого мастера по своему содержанию выходят за рамки представлений самого мастера. Оно может становиться столь же неохватным, как и сама жизнь. Поэтому давайте доверимся себе, как это сделал художник, и позволим искусству делать с нами то, что оно считает нужным. Это гораздо лучше и плодотворней, чем противоположный вариант.
Народный художественный университет
|