Главная

Категории новостей:

Обучение
Наука
Разное
Интервью

Из галереи...

Союз малых городов Российской Федерации
Санкт-Петербургский центр междисциплинарной нейрон
Росписи Красноборья. За традицией в глубинку!
04.06.2020 г.
Image

Красноборская земля, что на Северной Двине … многие ли из вас слышали о ней? Доводилось ли вам бывать в красноборских краях? Между тем интерес к этой территории растёт, а путешествующие с теплотой отзываются о нашей северной глубинке. Позвольте и мне сказать добрые слова о своей малой родине.

Красноборский район на юге Архангельской области называют ещё Красноборьем или Красноборской землёй. Районный центр Красноборск, а ранее - Красный Бор – старинное русское село. В разное время имел статус погоста, посада, уезда и заштатного города со своим гербом, села. В 2020 году Красноборск ждёт красивый юбилей – 400 лет!

Красноборская земля издавна славилась своими ремёслами и мастеровыми людьми. Но особую известность ей принесли три народные росписи - пермогорская, ракульская и уфтюжская. Сразу три самобытные росписи на небольшой по площади территории – это ли не чудо?! Едва ли где ещё в России-матушке могут похвалиться таким богатством. А мы похвалимся!

Мастера пермогорской росписи жили и работали в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская на Мокрой Едоме. Основу росписи Пермогорья составляет растительный орнамент с гибкими побегами и тюльпановидными цветами. Мелкая роспись, словно ковром, покрывает всё изделие. Почти обязательно присутствие в нём волшебно-сказочного образа птицы Сирина, обрамлённой зубчатым кругом, разбросанные среди ветвей фигурки животных иптиц. А сцены чаепития за самоваром, посиделок, катания на лошадях, охоты, обучения ремеслу доносят до нас уникальную информацию о труде и развлечениях, о подробностях быта, одежде и даже причёсках наших предков.

Нарядная пермогорская роспись несёт пожелание добра и счастья. В её колорите преобладают белый цвет фона и красный цвет узора с вкраплениями жёлтого и зелёного. Чёрный контур рисунка наносился гусиным пером и придавал композиции стройность и графичность.

Мастеровые «пермогора» изготавливали и изукрашивали необыкновенно широкий спектр изделий: долбленые скобкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, вёдра, набирухи, короба, гнутые из луба, рукомойники, подсвечники, люльки, сундуки, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы.

Желтофонную роспись с крупным растительным орнаментом писали художники Ракулки (прошу не путать с Ракулой). Основную часть предметов составляли прялки. Известно, что ещё расписывали набирухи для ягод, короба и зыбки. Основной мотив - Sобразное древо, произрастающее из большой треугольной горки. Фон – охристо-желтый. Листья расцвечивались красно-оранжевой, бордовой, синей, травно-зелёной красками. По ним, словно капли росы, рассыпалась белая оживка в виде скобочек-полукружий. Весь орнамент уверенно обводился тонкой черной линией.

Ракульская роспись имеет очень характерных только для неё птиц с крупным туловищем на мелких ножках и небольшой головкой, напоминающих курочек.

В основу виртуозного рисунка уфтюжской росписи положен мотив травного орнамента. Композиция росписи чаще всего состояла из изогнутой ветви с нарядными цветами. Главное место в ней занимают «котлы»-тюльпаны, вовсе не свойственные природе местного края.

И птицы на уфтюжских расписных изделиях очень изящны и выразительны. Что стоят их радужные перья-листья!

Излюбленный фон росписи – оранжево-красный, красный, красно-коричневый, но писали и по жёлтой, и по голубой «земле». Туеса с такой росписью быстро расходились на ярмарках Красноборска. Возами вывозили их в Архангельск, Вологду, Великий Устюг.

Уфтюжский искусный бурачник за зиму делал до тысячи туесов, примерно половину из них выкрашивал и расписывал. Кроме туесов мастера наносили узор на прялки, набирухи для ягод, зыбки.

Росписи Красноборья, как и многие другие, в советское время оказались невостребованными, и с 30-х годов XX cтолетия ими практически перестали украшать предметы быта. Лишь отдельные мастера время от времени брали кисточки и пёрышки в руки, чтоб нанести привычный орнамент на деревянную или берестяную поверхность.

Интерес к народным росписям вновь возник в 90-е годы прошлого века. Но к тому времени уже оказалась практически оборванной тонкая ниточка славного ремесла, ранее передававшегося от поколения к поколению. Носители и знатоки народных традиций ушли в мир иной… С этого времени и начался непростой путь возрождения крестьянской живописи Русского Севера.

Поступила в продажу в спешке изданная литература, в некоторых учебных заведениях среднего и высшего звена ввели курс росписи по дереву, в школьных программах появился региональный компонент. Как далеко всё это было тогда от истинных традиций росписи! Но как глубоко пустили корни ошибки того времени! Человек устроен так, что он, как правило, верит своему учителю и следует его урокам. А если учитель сам не знает художественную традицию, если его самого научили не тому и не так? Как тогда?

Вот и тянется от одного человека к другому искаженная информация о народных росписях. Да нет, не тянется, просто бегом бежит! И вот уже множество людей увлечённо занимаются пермогорской, ракульской, уфтюжской, мезенской, борецкой и т.д. росписями, даже не подозревая, что это псевдоракулка, псевдомезень… А некоторые, даже зная об этом, считают нормой уходить от сложившихся канонов народной живописи. Используют несвойственные конкретной росписи палитру, кричащие цвета, меняют орнамент, сюжеты, форму птиц, вольно обращаются с декором, придумывая новую «оживку». «Красиво же!», - говорят они и… приглашают на обучающие занятия. Горько осознавать, что от таких неосторожных экспериментов роспись теряет своё истинное лицо и становится обычным китчем. Видя всё это, становится тревожно за судьбу традиционных народных росписей, появляется страх, что из нашей жизни может уйти что-то понастоящему важное. Так и хочется крикнуть: «Люди! Опомнитесь! Что же вы делаете?».

Меня не перестают удивлять мастера, которые используют зарисовки орнамента из книжек с сомнительным содержанием или из Интернета. Там редко можно встретить достойный материал. Роспись надо изучать по дошедшим до наших дней историческим образцам народной живописи. Посмотрите на них внимательно, попробуйте «прочитать» их орнамент, представьте руку того художника, что «красил» сей предмет. Возможно не сразу, возможно со временем, но вы почувствуете всю силу и мощь народных традиций! И орнамент с прялок, коробов, набирух бережно перенесёте на современные предметы быта. Я верю, что так и будет! А в помощь вам будут труды О.В. Кругловой, Н.В. Тарановской, Ю.А. Арбата, М.Д. Урюпиной, О.В. Алексеевой и других известных исследователей народного искусства.

В настоящее время большую роль в сохранении и развитии традиций наших трех росписей играет Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына, который выпустил каталоги, раскрывающие коллекции ракульских и пермогорских прялок. Скоро увидит свет книжка-раскраска «Росписи Красноборья». Несколько лет назад и мне удалось издать книгу «Ракульская роспись. Народная роспись Северной Двины» как результат двадцатилетнего изучения этой родной для меня темы.

При Красноборском музее работает творческая мастерская «Живое ремесло», где с 2006 года ведутся еженедельные занятия росписи по дереву, организуются тематические мастер-классы. С прошлого года для желающих получить углубленные знания и практические навыки росписи проводятся трехдневные творческие лаборатории. Эта форма работы особенно полюбилась горожанам, стремящимся побывать в местах бытования росписей и пройти обучение по авторским методикам «Ракульская роспись без карандаша» и «Уфтюжская роспись без карандаша». Наибольшую активность здесь пока проявляют москвичи.

С 2018 года в районе реализуется долгосрочный проект «Красноборье - родина трех народных росписей», в рамках которого разработан туристический маршрут по местам бытования росписей «Расписные выходные», установлен арт-объект в технике ковки с картой бытования народных ремёсел, создана мастерская росписи по дереву. Скоро в музее появятся расписные деревянные игрушки, а различные напольные и настольные игры с росписями дополнят и разнообразят образовательный пакет.

Впереди у нас ещё много работы. Но мы уверены, у нас всё получится! И в скором времени очень многие будут знать, что Красноборье – родина трёх народных росписей!!! И за традицией надо ехать в глубинку! Мы ждём всех желающих на нашей Красноборской земле и будем рады поделиться секретами крестьянской живописи!

Image

Татьяна Зиновьева заведующая отделом ремёсел Красноборского историко-мемориального и художественного музея им. С.И. Тупицына

Последнее обновление ( 04.06.2020 г. )