Разделы публикаций:
Открытый урок |
Базовые по искусству |
Научно - методические |
О картинах |
Прялочные росписи Валдайского уезда |
11.08.2020 г. | |
У каждого из нас своя Малая родина – свой город, посёлок, деревня – то Главное место, куда ты постоянно стремишься и, на протяжении всей своей жизни, открываешь для себя что-то новое, неизведанное в знакомых с детства вещах, местах, людях. Для меня это место – родной посёлок Угловка, Окуловского района, Новгородской области. Настоящим открытием и любовью на всю жизнь стали для меня наши местные прялочные росписи – росписи по дереву, которой так славится испокон веков наш труженик-народ. Всемирную известность и заслуженный восторг вызывают шедевры Хохломской, Городецкой росписи. Всё большее распространение и признание приобретают многочисленные росписи Архангельской и Вологодской областей Русского Севера: Пермогорская, Борецкая, Мезенская, Уфтюжская, Ракульская, Гаютинская,Шекснинская и другие. На этом фоне незаслуженно забытыми остались росписи Валдайского уезда, Новгородской области. Горько слышать: «Таких росписей нет». Есть! Конечно же есть! К нашему счастью и радости цветут они ярким цветом на серебряном фоне местных изящных прялок. В последние десятилетия возрос интерес к малоизученным росписям России и Новгородской области, в частности. Над их популяризацией работают различные современные авторы, каждый по-своему старается донести до современников забытую красоту наших предков. Так, в 2008 году издано учебно-методическое пособие «Изучение Валдайской росписи на уроках декоративно-прикладного искусства в 6 классе», автор Ева Анатольевна Магдалинова, г. Великий Новгород. В 2018 году педагогом дополнительного образования МАОУ «Гимназия №3» школы искусств Творческого Центра «Визит» г. Великий Новгород, Полуяновой Юлией Васильевной, выпущена Программа дистанционного обучения "Валдайская роспись". Я расскажу свою историю открытия росписей Валдайского уезда. Сколько помню себя – всегда рисовала. Лучшим подарком, с детства и до сегодняшнего дня, для меня остаются цветные карандаши, краски, кисти. Эта ни с чем несравнимая магия, когда на белом листе или на деревянной дощечке вдруг появляются различные образы, начинают расцветать цветы и жить своей многолетней прекрасной жизнью, радуя нас своей красотой. Моё увлечение народной росписью началось в 1999 году. Именно тогда посчастливилось приобрести книгу по росписи Наины Величко, затем началось повальное приобретение пособий по росписи и четыре года самообразования. В 2002 году, подтвердила свою квалификацию на областных курсах «Роспись по дереву» в Региональном Центре развития образования г. Великий Новгород под руководством Семёновой Зинаиды Васильевны. В 2007 году учащейся 10 класса Николаевой Кристиной, под моим руководством, в рамках областного конкурса исследовательских, краеведческих работ, обучающихся «Отечество», была проведена исследовательская работа в номинации «Этнография» - «Прялочные росписи Окуловского края». Мой родной посёлок Угловка, Окуловского района, расположен в 15 км от границы с Валдайским районом. В краеведческом музее нашей школы хранится множество расписных прялок XIX - XX века, бытовавших на территории нашего посёлка и близлежащих деревень.
Егорова Антонина Егоровна, жительница п.Угловка (06.06.1931 г.р., м.р. д. Березовка, Окуловского р-на, Новгородской обл.) Николаева Кристина, 10 класс, участница проекта «Прялочные росписи Окуловского края» - 2007 г.
Предлагаю внимательно рассмотреть форму местной прялки, на примере экспонатов нашего школьного музея. Её отличает неповторимая стройность и изящество. В донце вставлен столбик-стоячок, сплошь покрытый резными полосками-ободками, который венчает небольшая лопаска (лопастка) с упрощенными стилизованными «башенками» сверху и «серьгами» снизу. Лопаска имеет удлинённую трапециевидную форму, которая диктует композицию букета. На прялках четко просматриваются особенности местной росписи. Основу ее составляет букет, состоящий из хорошо знакомых нам скромных, но таких милых, полевых цветов и розанов. Роспись выполнена по серебряному фону, придающему, и без того утончённой прялочке, ещё большую лёгкость и воздушность. Конечно же, очень хочется сохранить красоту нашей росписи для потомков и возродить её в работах современных мастеров. За годы исследования мною разработан блок из 3-х уроков «Прялочные росписи Окуловского края», который успешно осваивается учениками нашей школы на уроках ИЗО в 5 классе и на занятиях творческого объединения «Народные росписи России» в рамках Регионального Компонента. Несомненное преимущество данной росписи – простота исполнения, что очень важно для работы в детском коллективе. Ученики за несколько занятий осваивают её несложные элементы и выполняют работы в данной традиции. Прекрасная мотивация для занятий росписью, когда ребёнок быстро видит результаты своего труда! В октябре 2018 года, мною и моими единомышленниками - Татьяной Яковлевой (г. Красногорск, Московская обл.), Юлией Полуяновой (г. Великий Новгород), было создано Интернет-сообщество ВКонтакте «НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ росписей Новгородчины» https://vk.com/club17256130, которое привлекло внимание мастеров росписи разных уголков нашей страны. В 2019 году, благодаря победе в районном конкурсе грантовой поддержки молодёжных проектов, вышла методичка «Прялочные росписи Окуловского края» (автор Константинова Е. А.).
В марте 2019 года, на IV школьной научно-практической краеведческой конференции «Тепло родного дома», прошло открытие выставки «Новое звучание росписей Новгородчины», в которой, помимо школьного творческого объединения «Народные росписи России» (рук. Константинова Е. А.), приняли участие мастера росписи г. Валдая (Юлия Прохорова, Ирина Бузуева), г. Красногорска (Татьяна Яковлева) и г. Москвы (Екатерина Куликова). В результате выставка переросла во всероссийский проект с одноименным названием и работы наших школьных мастеров представлены на передвижных выставках в Тверской и Московской областях. К участию в этом проекте присоединяются новые мастера. На ближайшее время запланированы выставки-передвижки с участием наших работ в Подольске, Валдае, Новгороде. Вся вышеперечисленная информация_сухие факты,за которыми стоят годы кропотливой коллективной работы по изучению местной прялочной росписи и её возрождение в работах современных мастеров.
В ходе исследования у нашей росписи появилось несколько названий – кто-то называет её Валдайской, хотя Валдай издавна славился кузнечным производством, знаменитыми валдайскими колокольчиками, но не росписью. Кто-то присвоил ей имя Сухонивской росписи, опираясь на местную частушку: «Прялка-золочёнка в Сухой Ниве срублена, Молода девчонка у дружка полюблена».
Многие исследователи ссылаются на эту частушку, как на указание центра валдайской росписи, но так ли это на самом деле? Единственное слово, близкое к росписи - "золочёнка", но прялка-то "срублена", а не "расписана". Да и местные жители - старожилы Сухой Нивы, Валдайского района, не помнят ни о каком центре росписи. Единственный известный мастер, Тимофей Яковлев из близлежащей д. Лысино, прялки изготавливал ("Прялка-золочёнка в Сухой Ниве срублена"), расписывал возки и дуги, но его почерк так и не удалось идентифицировать. Сразу хочу обозначить своё мнение по поводу названия – на данном этапе исследования наиболее правильным считаю «Прялочные росписи Валдайского уезда», предложенное мастером росписи по дереву Яковлевой Татьяной Сергеевной, г. Красногорск, Московская область. В фотоархиве нашего Интернет-сообщества ВКонтакте «НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ росписей Новгородчины» https://vk.com/club17256130 собрано уже более 100 ценнейших экспонатов - прялок из разных районов Новгородской области, входивших ранее в состав Валдайского уезда или граничащих с ним. Это - Валдайский, Окуловский, Крестецкий, Демянский, Марёвский районы, на территории которых и выявлено наибольшее количество расписных прялок данной традиции. К сожалению, в отличии от северодвинских, наши мастера не подписывали свои работы, что осложняет присвоение авторства, а значит и названия местной росписи. По итогам 2019 года мною были подведены результаты исследования наших прялочных росписей на данный период, разработана Таблица классификации по номерам почерка прялочных росписей Новгородской области по районам (с которой можно ознакомиться в Интернет-сообществе ВКонтакте «НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ росписей Новгородчины» https://vk.com/club17256130). По ней легко отследить количество изученных прялок в каждом районе, а также – какой почерк встречается чаще в той или иной местности. После чего логично сделать вывод об ареале распространения росписи, а значит о центре данного промысла. Создание классификационной таблицы, даёт возможность корректировки данных с появлением новых экспонатов. И, постоянно обновляя полученные факты, возможно лет через 5, мы сможем присвоить точные имена нашим новгородским росписям по месту их возникновения, как это произошло с уже достаточно хорошо изученными росписями Архангельской и Вологодской областей. Новгородские росписи очень многообразны и требуют самого серьёзного изучения, но уже сегодня ясно, что большинство почерков носят единичный характер, что подтверждает версию о прялке, как о подарке внутри семьи. Но были, конечно же, и настоящие Мастера росписи, чьи расписные прялки славились не только за пределами района, но и области! На данный период выявлено три основных направления, наиболее распространённых видов росписи, имеющих свои чёткие отличия, характерные для своих групп почерков. В каждой из трёх групповых направлений перед нами прялки или одного художника на разных этапах творчества, или же представителей одной творческой династии, школы. Сразу оговорюсь – это не окончательные сведения, почерки до конца не изучены, этнографическое исследование продолжается. Но уже сегодня ясно, что местные росписи отличались не меньшим разнообразием, чем северодвинские и вологодские. Роспись проста, и в то же время притягательна - столько непосредственного очарования таят в себе эти милые колокольчики, нежные «анютины глазки», розовые нераспустившиеся бутоны и сами розы на тонких долгих стеблях.
Эти незатейливые, быстрые в исполнении, и в то же время очаровательные создания родной природы в художественном исполнении - поистине кладезь для современного прикладного творчества! Вот и подошло к концу наше первое совместное путешествие в мир росписей Валдайского уезда. Этот мир богат и разнообразен и впереди нас ждут новые открытия! Желаю всем почитателям народной росписи творческих успехов и достижений! Сейчас готовится к выпуску методическое учебное пособие по росписи, наиболее распространённым в Окуловском районе. Надеюсь, она обретёт свой круг читателей и будет интересна широкому кругу мастеров росписи самых разных возрастов.
Константинова Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАОУ СШ п.Угловка, Окуловского района, Новгородской области. |
|
Последнее обновление ( 11.08.2020 г. ) |