Цвет в картине
Базовые по искусству
Меня не беспокоит особо вопрос о том, как точно и полно мне удастся донести до моего собеседника мою мысль, мое переживание. Вооруженный словом, в большей или меньшей степени, но я смогу это сделать, оперируя нашими общими понятиями. Ту же функцию выполняет в картине цвет. Он нужен не для того, чтобы сделать изображение похожим на реальность. А он нужен для того, чтобы сообщить зрителю ту идею, которую вызвала в художнике чувственно-творческое осмысление реальности. Точнее сказать, не «сообщить», а «участвовать в сообщении», потому что сообщают идею совместно и цвет и композиция и пластика форм. Но остановимся на цвете.

Качество цвета, пего состояние – это его оттенки, тональность, его однородность, контрастность. Например, яблоко на картине в холодных тонах будет выражать одно переживание (грусть, ожидание, завершенность и т.п.), а в теплых тонах – другое (радость, движение, обращенность в будущее и т.п.). Неоднородность цвета, как это часто имеет место в картинах П.Сезанна, может отражать процесс рождения предмета или, напротив, стадию его разложения. В картинах Ван Гога пульсирующий цвет изумительно передает живую природу предмета. Это «нервный», «живой» цвет, и предмет, им обозначенный, живет этой «нервной» жизнью. Если цвет Сезанна делает нас сопричастными скрытому в природе движению, то цвет Ван Гога раскрывает нам живую природу окружающего нас мира.
Поразительно, но живопись Сезанна предвосхитила теорию относительности Альберта Эйнштейна, а живопись Ван Гога – современные версии о том, что в природе нет неживой материи, а она вся живая, все мироздание пронизано жизнью.

В эпоху Возрождения цвет воплощает в себе пытливое внимание сознания к окружающей природе, к открывающимся ее качествам. Он реалистичен и при этом «музыкален», чрезвычайно «личен» и всецело принадлежит личности художника, его позиции. В гиперреализме 20 века цвет полностью принадлежит изображенному предмету, связь с личностью художника оборвана, его личность отсутствует в картине еще в большей степени, чем в импрессионизме. Давлеющее значение предмета, лишенного живого чувства, в гиперреализме воплощает глубокую зависимость личности от неодушевленных предметов. Это искусство общества потребления, с его едва не маниакальной зависимостью (доходящей до формы рабства) от материальных продуктов природы и цивилизации. Сегодня наше общество уже стоит на пути к такому состоянию и это надо понимать.

Абстрактная живопись освободилась от конкретности форм и переносит зрителя в сферу чувственных и «мыслительных» конструкций художника. Это живопись художественной философии. Это живопись кабинетов и салонов в урбанизированной среде. Это живопись отношений и взаимодействий в обществе, в природе. Эта живопись прекрасно воспитывает, формирует, созидает наше чувство цвета, и очень жаль, что ей практически не от ведено места в образовательных программах наших школ.
Дорогие друзья, обратитесь к цвету как к носителю понятий и смыслов наподобие слов, и с Вами заговорит яркая плеяда уже ушедших гигантов интеллекта и человеческого духа, с Вами заговорит целый пласт Культуры.

А. Лурье
Последнее обновление ( 30.09.2008 г. )