Главная arrow Публикации arrow Теория отстранения (Аннотация)
Теория отстранения (Аннотация)
Научно — методические

 Уважаемые читатели!

 В связи с тем, что в материалах нашего журнала участились ссылки на положения Теории отстранения, разработанной в ЗАО «Гуманитарный фонд», редакция журнала помещает в данном номере краткую Аннотацию данной теории.
При этом редакция хочет особо отметить тот путь, которым она была получена. По выражению «Учителя десяти тысяч поколений», как называли Конфуция, эта теория получена «самым благородным путем - путем размышления».

 Действительно, Теория отстранения родилась «на кончике пера». Она делает попытку раскрыть то, что скрыто далеко в глубинах и лабиринтах сознания человека. Эта удивительная по своей стройности, проникновенности и ясности научная гипотеза обладает такой убедительностью, что в течение 8 лет практически не встретила системной критики. Теория отстранения с одних и тех же позиций дает однозначную интерпретацию и явлений современной цивилизации и проявлениям психики отдельной личности. Причем именно тем явлениям, которые не имеют столь же системного осмысления с других позиций.

 И само рождение Теории отстранения и качества, проявленные ею, вызывают аналогии с Теорией относительности Альберта Эйнштейна. Не проводя сравнений их фундаментальности, важно отметить, что Теория отстранения встала на пороге к такому пространству науки о человеке, что оно сравнимо с тем пространством, которое описывает Теория относительности А.Эйнштейна.

 

Теория отстранения разработана в 1996 г. специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» по результатам исследования механизма функционирования сознания как системы. По Заключению Государственного Экспертного Совета Теория дает «новое раскрытие проблемы».
 Теория отстранения получила свое название в связи с эффектом, возникшим вследствие технической революции: сознание современного человека отстранено от непосредственного восприятия природы.
Базовым положением Теории отстранения является то, что на деятельность сознания влияет баланс экстравертного и интровертного типов мышления. Экстравертный тип оперирует, в основном, образами и их ассоциациями и обращен во внешнюю среду, которую сканирует в значительной степени на бессознательном уровне. Это сканирование насыщает сознание продуктивными моделями и алгоритмами, которые реализуются в Природе.
 Интровертный тип мышления является в отличие от образного языковым, оперирует, в основном, понятиями и их логическим анализом. При этом сознание обращено внутрь себя и насыщается продуктом переработки собственного материала. В этом случае недостаточность любого понятия транслируется по всей логической цепи подобно вирусу и может периодически порождать аномальный продукт – мутант, в том числе, в виде деструктивного мотива поведения. В направлении внешней среды такими мотивами являются агрессия, экстремизм (терроризм), в направлении к самой личности - самоубийство, наркомания. Наркотики являются типичными инструментами интровертной активности.
 Таким образом, интроверный тип мышления человека является основным генератором деструктивных мотивов (моделей) поведения. При этом момент возникновения такого мотива невозможно предугадать, это – самоорганизующаяся система и проявляется она неожиданно.
Наиболее продуктивное развитие личности происходит тогда, когда оба типа мышления развиваются одновременно, взаимно дополняя друг друга.
 Начиная с первой четверти 19 века, в ходе технической перестройки процессов жизнеобеспечения общества начинается смещение баланса мышления человека к интровертному типу. После технической революции этот процесс принял «лавинообразный» характер. Это позволяет прогнозировать существенный рост указанных деструктивных мотивов поведения. Согласно Теории отстранения этот процесс должен иметь три фазы – структурирование типа (зарождения), структурирования функций (адаптации) и внешней экспансии. После этого наступит период его распада. По Теории отстранения каждая фаза длится 85-90 лет.
 Наиболее точным индикатором ситуации является изобразительное искусство и наука. В 90-е годы 19 века импрессионизм явился «прощальной слезой эксравертной цивилизации, туманящей её взор на мир». Абстрактное искусство и сюрреализм – типичные проявления интроверного типа мышления. Гиперреализм – признак завершения второй фазы к 80-м годам 20 века. Принцип неопределенности в физике и квантово- волновая концепция мира в науке – кульминация этой фазы. Они не могли в принципе возникнуть без полной свободы от эксравертного типа мышления, потому, что этот тип дезориентировал бы мысль ученого на ее пути к этому продукту.
Из этой ситуации следует вывод, что мировая цивилизация вступила в период крупномасштабного роста наркомании, вандализма, терроризма. Типичным явлением должна стать неожиданная агрессивность человека, крайне изощренная жестокость. Эта фаза завершиться в 70-е годы 21 века. Точность этого прогноза подтверждает то, что именно в этот период возникает объективная необходимость кардинальной культурологической перестройки цивилизации. Россия в этом деле выполняет одну из ведущих миссий.
Процесс, раскрытый Теорией отстранения, является объективным и поэтому не может быть преодолен. Для части людей он может быть ослаблен за счет активизации экстравертного типа мышления. Изобразительное искусство является одним из наиболее эффективных его стимуляторов. Необходима серьезная модернизация среднего образования для максимальной активизации экстравертного типа мышления. Сегодня именно средняя школа становится очагом деструктивных моделей поведения, потому что при высокой интеллектуальной нагрузке подавляется экстравертный и стимулируется интровертный тип мышления.

 Специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» утверждают, что общество спасут от экстремизма (в т.ч. - терроризма) и наркомании не генералы, а Учитель. 

Т.Л. Сивкова    

Последнее обновление ( 30.09.2008 г. )