Главная arrow Публикации arrow Естественно-научные основания обучения рисунку
Естественно-научные основания обучения рисунку
Научно — методические
 В этой статье излагаются подходы к организации обучения рисунку, принятые в Народном художественном университете. В связи с этим следует кратко сказать о задачах университета. Все они направлены на системное развитие человеческой личности и общества. Университет образован для того, чтобы изобразительная грамотность стала доступной каждому человеку. При этом деятельность университета включает широкий комплекс исследований – как методик преподавания изобразительного искусства, так и функционирования самого сознания человека. «Рабочая площадка» университета позволяет вести такие широкомасштабные исследования, которые крайне важны сегодня. Итак главная задача университета – всеобщая изобразительная грамотность, которая коренным образом меняет менталитет личности и общества. В основании этого менталитета - принципы гармонии, которые позволяют реализовать высокоэффективные малозатратные технологии жизнеобеспечения.
 Чтобы сделать изобразительную грамотность доступной всем, методика обучения должна обладать высокой мобильностью и требовать минимальных затрат времени. Другими словами эта методика должна быть максимально объективной по отношению не только к отдельной личности, но и к среде ее существования. А это невозможно без системной, научной базы. Такую базу создают фундаментальные естественно-научные знания. Именно они и определяют методологию и методики обучения изобразительному искусству, в частности рисунку.

 Системный подход.
 Системный подход является безальтернативным научным методом.
И личность человека, и среда его существования являются высокоорганизованными системами, поэтому системный подход является единственно возможным.
 В отношении личности это означает учет структуры деятельности сознания, которую отражает экстравертный и интровертный типы мышления. Баланс этих типов положен в основу Теории отстранения, которая была разработана нами еще в 1996 году. Уже тогда по заключению Государственного Экспертного Совета эта теория «по новому раскрывала проблему» человеческого мышления. За прошедшее время она существенно обогащена опытом практических и теоретических исследований. В соответствии с Теорией отстранения ставится задача специального развития в настоящее время именно экстравертного типа мышления, который на протяжении последних двухсот лет подвергся существенному угнетению аномальными масштабами интровертного типа в сознании человека. Из всех известных способов изобразительное искусство является наиболее эффективным средством достижения этой цели.
Экстравертный тип мышления направлен на внешнюю среду, отсюда и выбор обучения именно академическому рисунку. Целесообразно пояснить характер этого вида рисунка. Это особенно легко путем его сравнения с другим видом рисунка, который используется в области дизайна и которому учат в соответствующих ВУЗах. Назовем этот вид рисунка в отличие от «академического рисунка» «рисунком дизайна». Дизайн – это художественное конструирование. Поэтому и методология «рисунка дизайна» ориентирована на задачи конструирования, синтеза идей, замысла, выражения концепции, созданной сознанием автора. Методология «академического рисунка» ориентирована на задачи анализа, исследования реальных форм жизни. То есть, в сущности, методология «академического рисунка» прямо противоположна методологии «рисунка дизайна». На уровне методик рисования мы можем наблюдать много общих черт, но это не должно сбивать нас с толку и мешать видеть принципиальные различия в задачах. «Рисунок дизайна» в значительной мере использует интровертный тип мышления, направленный «внутрь» сознания человека. Задача же университета – развитие экстравертного типа мышления.

 В самом общем виде отличие академического рисунка от рисунка в дизайне (художественном конструировании) заключается в том, что эстетика рисунка в дизайне подчинена логике потребления, а эстетика академического рисунка - логике познания. Заказчиком академического рисунка выступает позиция самой личности художника. Разумеется, и художники академической школы выполняют работы по заказам потребителей. Однако сама структура мышления авторов при работе над произведением различна.
Из опыта обучения более 4000 человек мы сделали вывод, что «нехудожники», обычные люди, практически утрачивают способность воспринимать мир в его формах! Специальные опыты показали, что их зрительные восприятия кодируются сознанием в определенные комплексы, которые не содержат пластических характеристик. Тогда и осознание многообразного содержания мира, выраженного в его формах, не происходит. Можно сказать, что люди не видят, хотя и смотрят. Эта тема будет освещена отдельно, для целей данной статьи важно лишь заметить, что деятельность сознания таких людей существенно усечена, причем по наиболее крупному блоку, который составляет «реликтовую» форму деятельности сознания – образное мышление.
Обращение художника к внешнему миру полностью согласуется и с требованием системного подхода, указанным выше. Целостная картина мира, характерная для его чувственного восприятия (где преобладает экстравертный тип мышления), полностью адекватна принципу системного подхода. Именно целостная картина мира выявляет в себе систему организующих его компонентов. Без целостной картины невозможно постижение качеств бытия, которые обнаруживаются только в процессах взаимодействия этих компонентов.
В связи с тем, что методология академического рисунка наиболее адекватна задачам развития сознания личности и ее ориентированности в реальном мире, именно этот тип рисунка и наиболее подходит в качестве учебного предмета. И далее - все технологии, которые реализуют интровертный тип мышления, требуют особой осторожности.
 
 Антропный принцип.
 Антропный принцип гласит, что возникновение Вселенной и ее последующее развитие имеет целью появление во Вселенной Наблюдателя, то есть разума, который будет постигать Вселенную. Вероятность возникновения и существования Вселенной по современным оценкам практически равна нулю. В ней протекают только те процессы, которые ведут к появлению сознания. Это – так называемая, «тонкая прослойка» Девиса, которая определяет избирательность в пути развития Вселенной.
Антропный принцип сегодня является регулятивным положением современного естествознания, тем критерием, по которому дается оценка объективности возникающих новых теорий. То, что не соответствует антропному принципу, считается недостоверным.
Предметом академического рисунка является существующая вокруг нас реальность, воспринимаемая нашими чувствами. Таким образом, академический рисунок полностью отвечает антропному принципу. Это еще раз подтверждает объективность выбора именно этого вида искусства для широкого обучения. Спомощью методик академического рисунка художник постигает различные качества мира, то есть исполняет миссию Наблюдателя. Из этого можно сделать вывод, что художник при этом будет находиться в состоянии полной гармонии со всей Вселенной и ее главным законом. В соответствии с принципом целостности системы, это в свою очередь позволяет предполагать возможность обычных резонансных эффектов, которые создают максимально благополучное физическое и психологическое состояние человека. В итоге следует ожидать максимального уровня развития личности и максимальную продуктивность ее сознания.
Это существенно дополняет сказанное о необходимости развития экстравертного типа мышления (направленного к внешнему миру) с целью обогащения интровертного мышления, что обеспечивает более высокий уровень развития личности. Можно сказать, что реализация антропного принципа в методике обучения рисунку в Народном художественном университете обеспечивает вторую степень эффективности в вопросе развития личности.

 Синергетика.
 Синергетика – одна из блестящих научных парадигм конца XX века. В дословном переводе термин «синергетика» означает «совместное действие». Принципы синергетики широко используются в исследованиях самоорганизации систем. Синергетика дает подходам к организации любой деятельности, как системного процесса важнейшие практические средства. Поэтому эффекты синергетики были максимально учтены при формировании методологии и методики обучения рисунку в университете.
 В первую очередь следует отметить, что целевая активизация экстравертного мышления создает необходимые предпосылки для синергетического эффекта в развитии сознания. Типичный для синергетики эффект в популярном изложении – 2 плюс 2 больше 4-х. Этого мы и достигаем за счет развития экстравертного мышления. Совокупный результат развития сознания превосходит простое «приращение» уровня в том и другом типе мышления.
Синергетические эффекты приобретают множественность и рождают дополнительные импульсы в развитии человека за счет того, что в сфере экстравертного мышления, которое в значительной мере оперирует образами (образное мышление), активизируются процессы формирования этических и эстетических категорий. Эти категории несут в себе важнейшие качества таких категорий времени, как прошлое и настоящее. А как показывает Интегральная теория систем, именно эти категории обеспечивают до 80% конечного эффекта! О масштабах и значении эффектов синергетики в сфере образного мышления может свидетельствовать и то, что наше зрение является самым мощным потребителем энергии. От 50% до 80% всей энергии организма «прокачивается» через данную функцию. При таком энергетическом потенциале этой сферы логично ожидать ее существенного влияния не только на сознание, но и на весь организм человека.
В качестве частного примера ориентации на законы синергетики можно привести рисование одновременно двумя руками на определенных стадиях выполнения рисунка с натуры. Разумеется, вторая рука (как правило – левая) выполняет только вспомогательную функцию и не участвует в создании рисунка наравне с первой. Вторая рука в основном фиксирует противоположную часть предмета. Такое рисование двумя руками позволяет ученику ( и художнику) воспринимать предмет целиком, что является главным принципом рисования с натуры. Не только «протяженность», но и объемность предмета, его пластика ощущаются более органично, адекватность восприятия рисунка на плоском листе и реального предмета возрастает. Но главное, при этом совершенно иначе выстраивается деятельность сознания, вовлекаются дополнительные функции мозга, расширяется область синергетики. Рисование двумя руками было известно давно и широко использовалось методикой Тэдда в конце XIX века. Мы же выявляем и используем в этом методе новые качества и свойства.
 Будет неправильным фокусировать внимание исключительно на развитии экстравертного мышления. Это – другая крайность по сравнению с существующей практикой развития интровертного мышления. Кроме того, это и нарушение гармонии в подходе к развитию личности. В связи с этим программа обучения академическому рисунку в Народном художественном университете включает и такие общеобразовательные предметы, как: теория и история изобразительного искусства, основы эстетики и этики, основы естествознания, физиология высшей нервной деятельности, философия, художественная литература, история. Все это создает условия для синергетических эффектов и в сфере интровертного мышления.
Все сказанное о синергетике позволяет сделать вывод, что ее эффекты поднимают человеческую личность на качественно новый уровень развития. Тогда появляются основания утверждать, что синергетические эффекты являются третьей степенью эффективности методики обучения рисунку в Народном художественном университете.

 Заключение.
 Изложенные положения относятся к категории фундаментальных в структуре естественно-научного цикла. Это позволяет рассматривать обучение рисунку в университете, как важнейший фактор прогресса на уровне отдельной личности и на уровне общества. И на том и на другом уровне прогресс создает качественно иную ситуацию, то есть мы имеем качественно другую личность и качественно другое общество. И в основании этого – фундаментальные свойства материального мира, Природы, Вселенной.
Это позволяет утверждать, что роль художественной практики, миссия художников в судьбе общества и государства должна быть более детально уточнена. Еще в эпоху Просвещения родился тезис о том, что та страна, где каждый гражданин будет уметь рисовать, достигнет вершин в своем развитии. В тот исторический период этот тезис имел, главным образом, гуманитарные, общефилософские обоснования. Сегодня, как мы видим, уже и фундаментальные данные естественной науки служат тому же утверждению.
Специалисты Народного художественного университета, руководствуясь в своей работе изложенными положениями, рассчитывают внести вклад не только в их реализацию, но и в их дальнейшее развитие.


Н.Б.Покровский
Последнее обновление ( 30.09.2008 г. )