Главная arrow Публикации arrow В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
О картинах

 Мы уже знакомились с примером того, как ритм изображения на картине влияет на ее содержание («Ритм в картине», ЛиК № 1, 2007г.). Теперь на примере картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» посмотрим, какую смысловую роль может играть ощущение движения в картине.

Image 

 Известно, что автор несколько раз увеличивал и уменьшал размер холста между санями с боярыней и нижним краем холста, пока не пришел к нужному решению. В чем же суть этого решения?
Чтобы понять это рассмотрим два наших собственных варианта, где мы уменьшим и увеличим указанное расстояние. В первом случае мы заметим, что сани «прилеплены» к раме и чувство их движения исчезает. Сани «останавливаются» и движение исчезает из изображения. Мы видим героиню, которая провозглашает некое утверждение, и это утверждение становится основным смыслом картины. Боярыня Морозова здесь некий «комиссар», агитатор, несущий идеи в массы. По разному к этим идеям относятся люди, но именно поэтому у этих идей есть будущее.
Во втором варианте при увеличении расстояния от саней до края картины, сани как бы парят в своем движении, стремительно летят через толпу. И здесь «комиссар» напоминает некоторых наших депутатов, которые являются народу на краткое мгновение перед выборами, чтобы провозгласить свои блестящие и впечатляющие идеи, а затем бесследно исчезают, а вместе с ними и их идеи. Содержание картины приобретает поверхностность и сиюминутность.
Совсем другой смысл несет оригинал. Сани пришли в движение только что, это движение обладает ощутимым напряжением. Оно «вырывает» героиню из той части народа, которая относится к ней с явной симпатией. Другая часть людей зло насмехается над Морозовой, и этим отдаляется от тех, кому она духовна близка. На картине показана народная драма с ломкой его идеалов, с разделениями и несогласиями. Это драма не личности конкретного человека или конкретной идеи, это драма, а возможно и трагедия, человеческого сообщества, обреченного никогда не знать мира и земной благодати. Боярыню Морозову «вырывают» из живого тела народа. Для одной части людей это страдание, а для другой – торжество. Если внимательный зритель вчувствуется в это главное движение и во множество других «движений», уже духовных, которые наполняют картину до самых краев, то он близко встанет перед природой человеческого сообщества. Он встанет перед Истиной. Именно к ней и лежит путь Искусства.

Отдел прикладной культурологии
Последнее обновление ( 30.09.2008 г. )