Главная arrow О картинах arrow Рисунок Сильвии Шаш
Рисунок Сильвии Шаш
О картинах

 Известная певица Сильвия Шаш любезно подарила редакции журнала «Личность и Культура» свой рисунок в ходе интервью, которое опубликовано в другом разделе этого номера. Рисунок, выполненный рукой автора, глубоко проникшего в смысл и в звуковую пластику музыкального искусства, представляет большой интерес и с точки зрения предметной пластики. По традиции этой рубрики приводим его пластический анализ.

Image 

Для большей ясности даем схематичный вариант рисунка. Эта схема демонстрирует характер движения темных масс и их звучание в черно-белой композиции. Учитывая особенности мышления и переживаний автора, прибегнем к аналогии с музыкальным произведением.
По законам восприятия «прочтение» рисунка начинаем слева на право. Первый план начинается движением массы-звука с повышенного уровня к нижнему краю, ниспадая к нему, как бы затихая, растворяясь в полутонах. За самым первым аккордом следует кружение этих масс в диалоге с полутонами. В завершении этого вступления звучит аккорд темного хорошо разработанного пятна в нижнем правом углу рисунка.
Это вступление формирует ритм всего произведения в «густо замешанных» аккордах, которые особенно ощутимо прочитываются, находясь на первом плане композиции. Встречая зрителя этим всплеском пропорций, рисунок вовлекает его в движение кверху, к вершине.
Левая часть рисунка на следующих планах выстраивает движение нашего взгляда в одном единственном направлении – к вершине. Эта вершина смещена от центра вправо, и этим композиция «уходит» от статичности и дает развернуться духу движения, его отдельным струям, чтобы им затем слиться воедино на вершине. Этому однонаправленному движению аккомпанируют его распадающиеся части справа от вершины, что создает напряженность стремления, привнося в него реальности жизни.
Тоновая разработка удаленных планов близка к тем, что мы видим на первом плане. Сила темных пятен и характер их контрастов с белым в отдалении близки к тому, что мы видим и на первом плане. Это в значительной степени устраняет зрительное восприятие перспективы и в эмоциональном плане рождает близость к удаленному пространству в рисунке. Вершина при этом не растворяется в небесных пространствах, она принадлежит земле, тому, что находится на земле, в том числе и сердцу художника.
Разумеется, мы говорим о вершине не с позиций альпиниста. Это образ той вершины, которая у каждого человека своя. Художник так отчетливо передает свое ощущение этой вершины, как будто бы он ее уже достиг. Но даже если он и не достиг ее, то совершенно ясно себе ее представляет, а его движение к ней обладает той цельностью, которую мы можем принять за полную уверенность в ее достижении.
Ясно понимать свою цель и полностью доверять своему пониманию – это почти гарантия того, что ты встанешь на эту вершину. А если не встанешь? Очень часто это – наилучший вариант, зато на своем пути ты обретешь спокойствие и свободу, которые приносят чистую (как снег или горные реки) радость счастья.

Отдел прикладной культурологии
Последнее обновление ( 30.09.2008 г. )