Главная arrow Публикации arrow В. Серов — «Ида Рубинштейн»
В. Серов — «Ида Рубинштейн»
О картинах

 В прошлом номере нашего журнала шла речь о наскальных рисунках, выполнен­ных художниками палеолита и мезолита. Мы отметили, что для выражения внутреннего, психологического состояния участников действия в более зре­лом периоде культуры художнику пришлось отказаться от следования форме и перейти к упрощению линий ради их выразительности. Таков всеобщий закон искусства, и картина В. Серова «Ида Рубинштейн» демонстрирует данный прием.
Надо отметить, что пластический язык, которым говорит художник на этом полотне, в общем то для него не типичен. Основное число персонажей картин не испытали такой высокой степени стилизации, такой меры лаконичности изобразительных средств. Тем более интересен этот опыт великого мастера.

Image

 Мы также ранее отмечали, что для понимания содержания картины не обязательно знать историю ее героев. Обо всем говорит собственный язык пластики. Эта картина – типичный тому пример. Заметным ее элементом является очень длинный шарф, который почти посредине полотна спускается с ложа, огибает руку сидящей женщины, ее ногу и завершает прихотливым изгибом правую часть изображения, частично пропадая за рамой картины.
Этот шарф зеленого цвета, более теплого. тона, чем синий цвет покрывала ложа. Форма шарфа, контрастируя с инертной массой покрывала, со всей очевидностью выражает идею движения. Кажется (для зрителя), будто он небрежно брошен одним пылким движением.
Шарф пластически связан с фигурой обнаженной женщины, непосредственно касаясь основных органов движения человека – руки и ноги. Эта пластическая связь переносит идею движения на фигуру, совершенно однозначно указывая на то, что перед нами танцовщица. Характерное положение рук, ног, корпуса не столько подтверждают, сколько развивают эту версию. Идея уже не просто абстрактного движения, а выразительного танца с полной оче­видностью выражена в этой композиции. Глядя на картину, мы легко можем пред­ставить себе и характер танцовщицы. Свободное импульсивное движение, с неожиданным замиранием, паузами томления и «накапливания энергии рывка», утонченная чувственность, воздушная легкость, уносящая в мир грез, – вот примерный перечень некоторых типичных качеств танца Иды Рубинштейн. Разу­меется, эта весьма упрощенная характеристика – всего лишь бледная тень того искусства, которым Ида Рубинштейн очаровывала зрителей. Каким был в действительности ее танец – благодаря великому художнику, может увидеть в глубине своей души любой человек, стоящий перед этим полотном... если откроет ему свою душу.

Отдел прикладной культурологии