Перспектива
Открытый урок

Введение

Знание законов перспективы позволяет создавать картины высокой выразительности и содержательности. Одним из примеров может служить картина Г. Нисского «Подмосковная весна» и рисунок А Остроумой-Лебедевой «Венеция».

Image

Данное пособие включает основные положения по предмету «Законы линейной перспективы в изобразительном искусстве». Эти законы были разработаны еще в начале эпохи Возрождения и позволили художникам создавать произведения, в которых изображались реальные предметы в реальном пространстве.

Image

Позже художники отмечали неточность и недостаточность тех положений, которые вытекали из этих законов. Специалисты Народного художественного университета математически показали, что в действительности зрение человека воспринимает окружающий мир не по законам линейной перспективы, а по законам «тангенциальной перспективы». Статья на эту тему приводится в конце данного пособия в Приложении.

Вместе с тем, простота и понятность законов линейной перспективы делает их очень полезными для художников, особенно для начинающих заниматься изобразительным искусством. Поэтому в данном пособии говорится об основных законах линейной перспективы и рекомендуется использовать их на начальной стадии обучения.

Составители отмечают важное значение законов перспективы для выражения идеи, смысла произведения и обращают внимание учащихся на необходимость максимально тщательного изучения этого материала не только по данному пособию, но и в ходе собственной художественной практики.

Зрительное восприятие и линейная перспектива

Как наше зрение воспринимает окружающий мир? Как мы все видим?
В процессе зрительного восприятия участвует наши органы зрения – глаза, и наше сознание.

Image 

Схема работы глаза показана на Рис. 1. Лучи света от предметов попадают в хрусталик, а затем – на сетчатку глаза. Изображение предмета на сетчатке – перевернуто на 180 градусов. Его действительный вид создается в сознании специальным аппаратом, который снова поворачивает его на 180 градусов. Этот простой пример, в частности, показывает, какую большую и незаметную роль играет в процессе зрительного восприятия наше сознание. В действительности эта роль огромна и далеко превосходит то, что мы сегодня знаем.
Схема на Рис. 1 ясно показывает, почему более удаленные предметы мы видим уменьшенными по сравнению с более близкими. Это связано с углом зрения. По мере удаления предмета угол зрения, угол его обзора уменьшается, а вместе с этим уменьшается и его изображение на сетчатке глаза. То же самое будет воспроизводиться на картине.

Image

Об угле зрения надо сказать следующее. Форма нашего хрусталика такова, что максимальный угол зрения составляет 30 градусов. Поэтому, чтобы видеть предмет целиком без движения глаз он должен находится от нас на расстоянии, которое в 2 раза больше его размера, см. Рис. 2. Это важно знать при рисовании с натуры. Если это правило нарушить, мы не сможем видеть весь предмет или группу предметов целиком, нарушится целостность зрительного образа. Для начинающего художника это создаст серьезную проблему.
Как будут располагаться  на картине предметы, если в действительности один из них расположен дальше другого от наблюдателя (художника)?
Рассмотрим Рис. 3. Здесь перед наблюдателем на разном расстоянии находятся два черных мячика. Углы между лучами от мячиков и горизонтальным лучом зрения наблюдателя различные. Этот горизонтальный луч зрения показывает, на каком уровне, на какой высоте находятся глаза наблюдателя, и как наблюдатель будет смотреть на картину. Угол между лучом дальнего мячика и горизонтальным лучом меньше, чем угол между этим лучом и лучом от ближнего мячика. Значит, луч от дальнего мячика ближе к горизонтальному лучу. Тогда и на картине этот дальний мячик будет ближе к горизонтальному лучу. При этом дальний мячик расположится на картине выше, чем ближний мячик.

Image 

Следовательно, чем дальше находятся предметы, тем выше они располагаются на картине, то есть - дальше от ее нижнего края. Но это только тогда, когда они находятся ниже горизонтального луча зрения.

А  если предметы находятся на разном расстоянии выше горизонтального луча зрения, как они будут располагаться на картине?

Image

На Рис. 4 изображен случай, когда на разном расстоянии от наблюдателя находятся два столба с уличными фонарями. Угол между лучом от более дальней лампы и горизонтальным лучом меньше, чем угол от луча более близкой лампы. Как и раньше, дальняя лампа на картине должна располагаться ближе к горизонтальному лучу, чем ближняя лампа. Но в этом случае дальняя лампа на картине будет ниже, чем ближняя лампа.

Следовательно, если предметы находятся выше горизонтального луча зрения, то на картине более дальние предметы будут располагаться ниже белее близких предметов, то есть дальше от верхнего края картины.
А как будут располагаться на картине те предметы, которые в действительности находятся на разном расстоянии от наблюдателя, но при этом справа или слева от него, а не прямо перед ним, как в предыдущих случаях?
Как и во всех предыдущих случаях, более дальние предметы находятся ближе к горизонтальному лучу зрения, который направлен к картине прямо, то есть перпендикулярно, под углом 90 градусов.
Если мы мысленно проведем этим горизонтальным лучом зрения линию на картине от правого до левого ее края, то получим так называемую «линию горизонта», см. Рис. 5. Эта линия горизонта находится на уровне наших глаз и делит все пространство картины на две части. Для нижней части будет справедливым все, что мы говорили о предметах, которые находятся ниже горизонтального луча зрения, а для верхней части картины – все, что мы говорили о предметах, расположенных выше горизонтального луча зрения. С этого момента мы будем говорить уже не о горизонтальном луче зрения, а о линии горизонта.


Image

Тогда ответ на вопрос будет таким: все предметы, которые находятся на более дальнем расстоянии от наблюдателя (художника) будут на картине находиться ближе к линии горизонта и ближе к центру картины. Это удобно пояснить на примере, когда наблюдатель стоит перед дорожкой в парке. И справа и слева дорожку окаймляют газоны. И правая и левая граница дорожки будут приближаться к линии горизонта и к центру картины, как это видно на Рис. 6.

Image

Image

Линию горизонта в реальном пространстве легко определить, если прямо перед глазами расположить карандаш параллельно линии глаз. Тогда расположение всех предметов относительно линии горизонта станет очевидным.

В чем физический смысл линии горизонта?
По законам линейной перспективы линия горизонта находится так далеко, что все размеры предметов уже не различимы для глаза и их величина становится равной нулю. Геометрически это значит, что все размеры обращаются в точку.
Это поясняет Рис. 7, где изображен куб, расположенный прямо перед наблюдателем. Мы уже знаем, что размеры предметов с расстоянием уменьшаются для нашего зрения. На Рис. 7 белее отдаленное ребро «б» будет меньше более близкого ребра «а». Логично считать, что постепенно по мере удаления величина этого ребра будет сокращаться и, наконец, вообще исчезнет для нашего зрения. Тогда ребро превратится в точку. Эта точка и расположена на линии горизонта и называется «точкой схода».


Image

Image

Таким образом, физический смысл линии горизонта (по законам линейной перспективы) заключается в том, что это то место на картине, где все размеры всех предметов равны нулю.

Image

Как можно использовать линию горизонта для создания на картине реалистичного изображения?
По закону линейной перспективы все прямые линии, которые параллельны межу собой, сходятся в одной точке. Эта точка, как уже было сказано, - «точка схода». Сказанное поясняет Рис. 8.
На Рис. 9 показан случай, когда предмет (куб) расположен под углом  к линии горизонта, а не параллелен ей, а также находится на разной высоте. Кроме того, горизонтальные грани (и ребра) куба в разных положениях не параллельны друг другу, т.е. куб по разному повернут относительно линии горизонта. Легко заметить, что верхний куб ближе к наблюдателю, чем нижний, его нижняя грань более «раскрыта», чем верхняя грань нижнего куба.
Основные «превращения» формы, которые связаны с законами линейной перспективы, наглядно показаны на Рис. 10.

Image

Заключение

Законы линейной перспективы, которые объясняют такие явления, как уменьшение размеров предметов с ростом расстояния от наблюдателя, их правдоподобное расположение на плоскости картины, характерные видимые изменения формы при различных углах зрения являются хорошим помощником художника для создания реалистичного изображения. Об этих законах надо помнить постоянно и не пренебрегать ими даже в незначительных деталях картины. 

 

 

Приложение

Линейная перспектива в искусстве – не линейна

Материал этой статьи подготовлен специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» в ходе разработки методики преподавания предмета «Законы линейной перспективы в изобразительном искусстве» в Народном художественном университете. В данной статье приведены самые общие положения. Более детально они будут рассмотрены позже в специальной публикации.

Image

Около 600 лет в изобразительном искусстве используется метод линейной перспективы для построения реалистического изображения на картинной плоскости. Этот метод отражает реально наблюдаемое уменьшение размеров любого предмета при его удалении от зрителя. В основе этого метода лежит прием совмещения в одной точке («точке схода») на линии горизонта всех параллельных прямых, которые принадлежат предметам, изображенных на картине. Самый простой пример этого метода с дорогой, уходящей к горизонту параллельно лучу зрения, приведен на Рис. 1, а.
Логика такого подхода внешне достаточно ясна: по мере уменьшения размера объекта он должен обратиться в ноль, что зрительно соответствует точке. Однако физико-математический анализ такого подхода приводит к выводам, которые отличаются от его исходных положений. Во-первых, строго говоря, параллельные прямые по законам геометрии Евклида не могут пересекаться. Такое событие может произойти только в неевклидовой геометрии с искривленным пространством, которое мы в реальной жизни не наблюдаем, во всяком случае, не фиксируем.

Image

Следовательно, напрашивается другой подход. И он прямо вытекает из физической природы сокращения размеров (зрительно наблюдаемых) с увеличением расстояния. Это – тангенциальные отношения катетов прямоугольного треугольника на Рис. 2. С увеличением горизонтального катета вертикальный катет уменьшается, что приводит к уменьшению угла обзора предмета. И здесь важно отметить, что человеческий глаз способен фиксировать предметы до величины угла обзора не менее 1-2 минут. При меньшем угле обзора предмет становится невидимым. Из этого следует, что точка схода для параллельных линий реальных предметов может наступить гораздо ближе к зрителю, чем линия горизонта. Эта ситуация показана на Рис. 1,б.
Таким образом, для реалистического изображения предметов более адекватны законы не «линейной», а «тангенциальной» перспективы.
Для художественной практики полезно отметить, что все линии на картине находятся в пределах от горизонтали до вертикали. Поэтому важно точно воспроизвести положение линий относительно этих направлений в реальном физическом пространстве, что даст абсолютно точное изображение.

Народный художественный университет
Методический сектор

 

Последнее обновление ( 29.10.2008 г. )