Год семьи: Е. Зубков. «Сын»
08.11.2008 г.

Image

Е. Зубков. Сын. Х., м. 1984

Изобразительное искусство несет людям множество открытий и откровений, которые художники черпают из окружающей нас жизни. Совсем не только великие, признанные всем миром художники, но и менее известные из них дороги нам этими откровениями и открытиями. Один из примеров тому картина Е. Зубкова «Сын».

Мы видим совершенно, казалось бы, банальный сюжет – сцена на кухне, где молодые родители собираются купать в ванне маленького сына. Прочитаем же эту картину, имея в виду, как всегда, что в ней все – образ, а не предмет сам по себе. А композиция – основной носитель информации.

Детская ванна на картине и формой и белым активным цветом объединяет мужчину и женщину – родителей ребенка. Замечательно даны их фигуры. Фигура молодой мамы – в активном движении, пластика фигуры, выразительна своей женственностью и реалистичностью. Очень тонко почувствована и выражена пауза между движениями мамы. Она завершила уже какое-то одно действие в своих обычных хлопотах и готовится приступить к другому. Формально статичная поза несет в себе динамику движения. Обнаженные женственные руки (особенно по контрасту с сильными руками мужа) готовы ласково принять своего ребенка и погрузиться с ним в омывающую воду.
Обратим также внимание на взгляд мамы – он обращен не к сыну, а к его отцу и в этом проявляется их союз, видимым результатом которого стал новый человек – их ребенок. Если бы взгляд супруги был направлен к ребенку, духовная близость родителей не получила бы такого четкого проявления

На картине платье мамы тепло-красного цвета, что позволяет нам лучше почувствовать белизну ванны и пеленок, воплотивших идею чистоты. Этот же цвет придает женской фигуре и энергию и сердечное тепло. За спиной у хозяйки дома посуда – атрибуты питания. Миссия матери передана с пониманием и высокой полнотой.
Фигура отца помещена на первом плане, как опора семьи. Его торс обнажен, что позволяет показать его сильные руки, которые держат главную драгоценность семьи – ребенка. Синий цвет джинсов создает с красным платьем жены сильный единый ансамбль, звучащий в цветовой композиции картины центральным мотивом движения и жизни.
Замечательно дана фигура отца – мы не видим его лица, его заслонило личико младенца. Сын – вот действительное лицо отца!

Отметим здесь то, как велики возможности изобразительного искусства для выражения самых глубоких и тонких обстоятельств жизни. Причем самыми простыми, всем понятными средствами!
Интересна и такая маленькая деталь: за спиной отца видна часть газовой плиты – этот современный вид домашнего очага. Еще раз отметим, как важно прочитывать картину всю целиком по всем деталям. Художник не помещает ни одного случайного предмета в композиции картины.

Вернемся к композиции картины в целом. В ее центральной части – вид из окна кухни на вечернюю улицу. Цвет стены дома напротив, которая обозначена несколькими светящимися окнами, сливается с цветом неба. Вместе они рисуют пространство окружающего мира с его земной жизнью (окна) и с его бескрайностью (небо, космос). Эта часть композиции вносит в картину идею пространства и времени другого масштаба.
И тогда мы видим мимолетное событие на маленькой кухне как бы на оси этого пространства и времени. Замечательно, что к центру этой оси ближе всего маленький сын и его пеленка (пелена). Пластически именно они наиболее принадлежат этой оси.
Нетрудно увидеть, что на этой оси осуществляет свое непрерывное вращение Вечность. И тогда мы приблизимся к главному смыслу произведения – жизнь человека принадлежит Вечности именно тогда, когда он пребывает в семейном союзе. В союзе женщины-матери и  мужчины-отца.

Легко можно ожидать простого вопроса: «Ну и что? Зачем мне эта Вечность, ведь временно я пребываю на земле?». Все дело в том, что человек волен выбирать – будет ли он жить этот краткий миг по законам Вечности или по своим личным взглядам. Надо только принять во внимание, что Вечность несет в себе подлинные ценности прочного (вечного) блага и полноты счастья, как ощущения гармонии желаний и реальности. Личные же суждения абсолютно любого человека – довольно скудные представления об этих ценностях. Ни все научные труды мира, ни все пособия по практической психологии не могут вместить в себя даже ничтожной части этих ценностей. Эти ценности свободно текут в душу и сознание человека только тогда, когда он принадлежит законам Вечности. Дуализм мира – абсолютный закон Вечности.
Для человека этот закон  – семья, где рождаются дети, дочери и сыновья.