I ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ»
Новости - Интервью
24.11.2008 г.
С 10 по 12 ноября в Московском городском педагогическом университете при участии Института научной информации по общественным наукам РАН прошла I ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ».

По приглашению Оргкомитета Конференции на ней выступил профессор Народного художественного университета Николай Борисович Покровский. Он представил доклад  «ВСЕОБЩАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РОССИИ - СУПЕРПРОЕКТ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ». Тезисы доклада Н.Б. Покровского приводятся ниже.
Своим мнением о Конференции Николая Покровского попросил поделиться директор по развитию Народного художественного университета Евгений Покровков. Их беседа приведена после Тезисов доклада.

 

«ВСЕОБЩАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РОССИИ - СУПЕРПРОЕКТ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Проект начал создаваться в середине девяностых годов, когда обстоятельства объединили деятельность специалистов в области производства художественных изделий, обучения изобразительному искусству с большим кругом специалистов и ученых в различных областях знаний. Среди авторов проекта такие выдающиеся деятели культуры, как Д.С. Лихачев, М.Г. Аникушин, Е.Е. Моисеенко.
В результате системного научного осознания практического опыта был выявлен ряд эффектов, связанных с балансом экстравертного и интровертного типов мышления, взаимодействия образного и понятийного (языкового) мышления. В Заключение Государственного Экспертного Совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга было отмечено «новое раскрытие проблемы» в вопросах функционирования сознания человека.

Среди важнейших положений проекта находятся следующие:
1.    Изобразительная деятельность – одна из ранних форм проявления сознания, его коммуникативных технологий. Самый первый вариант ее – жест.
2.    Образное мышление обеспечивает пластическое восприятие окружающего мира, в том числе  – материальной Природы и общества. При этом сознание воспринимает продуктивные модели существования реальности, что обеспечивает наибольшую полноту развития и реализации сознания человека.
3.    Образное мышление стимулирует развитие понятийного мышления, наполняя его тем содержанием, которое ему не доступно другим путем, а также сообщая новые алгоритмы аналитической работы. В интересах общества это важно для ученых и специалистов, а также в интересах любого человека. Воздействие внешних объектов поддерживает активность образного мышления, что стимулирует и понятийное мышление, его креативные возможности.  
4.    Образное мышление, используя ассоциативные связи, вовлекает в мыслительный процесс более емкие информационные блоки. Это повышает продуктивность мышления и одновременно снижает энергозатраты.
5.    Образное мышление стимулирует развитие экстравертного типа мышления, который менее угнетает нервную и эндокринную системы человека. Это способствует укреплению здоровья и работоспособности человека.
6.    Более развитый интеллект граждан обеспечивают обществу наибольшую продуктивность и конкурентоспособность.
7.    Изобразительное искусство (в первую очередь реалистическое) является наиболее эффективным средством развития образного мышления, а также экстравертных технологий сознания у человека.
8.    Изобразительное искусство является самым крупным блоком информации об опыте существования человечества, который исключительно важен для успешной жизни.
9.    Изобразительное искусство является наиболее доступным видом искусства, приобщение к которому можно начинать с момента рождения человека.
10.    Сегодня образное мышление человека, в силу наибольшей применимости к нему вероятностного подхода (принцип неопределенности Гейзенберга), можно наиболее отнести к квантовым состояниям сознания.

Разработка проекта была полностью завершена к 2005 году. Первым шагом для его реализации стало создание в апреле 2006 г. Народного художественного университета в Санкт-Петербурге, как базовой площадки.
Уже первый этап работы университета дал ценные результаты в практической, методической и научной области.  

В настоящее время в Центре системных исследований Санкт-Петербургского Союза ученых создано направление по реализации данного проекта, что включает расширение практической и научно-исследовательской деятельности, в том числе на основе профессиональных контактов и информационной работы.
Сегодня данный проект является крупнейшей системной инновацией в области интеллекта, которая способна кардинальным образом повысить эффективность науки и образования.   

Ответы Николай Покровского Евгению Покровкову.

Е.П. – Каковы были цели конференции?

Н.П. – Это была первая в стране конференция, которая поставила вопрос о необходимости специального исследования состояния, роли и возможности науки у нас в стране. Россия вступает в период создания инновационной экономики. Ее эффективность обеспечивается ускоренным развитием науки и образование. Эти процессы должны обеспечиваться глубоким пониманием их механизмов. Крупный российский ученый-философ, один из инициаторов этой конференции, Анатолий Ильич Ракитов предложил создать общество науковедов, чтобы решить поставленные задачи. По моему мнению – это гениальное провидение, значение которого в полной мере оценит следующее поколение специалистов. Так получилось, что это провидение принадлежит ученому, который ослеп в 30 лет. Как один из разработчиков проекта Всеобщей изобразительной грамотности, не могу не отметить, что в начале Анатолий Ильич получил художественное образование.

Е.П. – Как в общих чертах прошла конференция?

Н.П. – На мой взгляд – замечательно. Во-первых, она была очень хорошо подготовлена на высоком профессиональном уровне. Во-вторых, участники представили очень интересные материалы по разным вопросам. В-третьих, за счет правильного управления ходом конференции, стали возможны дискуссии, где все желающие смогли изложить свои точку зрения, несмотря на их большое число.

Е.П. – Вы принимали участие в дискуссиях?

Н.П. – Да, пришлось. На пленарном заседании я обратил внимание участников на то, что, обсуждая различные аспекты образования, из рассмотрения выпало то, что, на мой взгляд, является главным – личность ученика, ее качества и свойства. Этот вопрос является центральным для Народного художественного университета, и, по-видимому, он лидирует в этой области, по крайней мере, у нас в России. Я сообщил коллегам о нашей научной базе в этом вопросе, и мне было очень приятно, что это было встречено с интересом и получило живой отклик. Потом на профильной секции один из докладчиков выступил с утверждением, что системный подход не следует абсолютизировать в области экономики, виду его низкой эффективности. Я возразил на это утверждение, обратив внимание участников, что низкие результаты вызваны не качествами самого системного метода, а характером его применения. Например, было привлечено чрезмерно большое число показателей, обработать которое, конечно не возможно. Но системный подход предполагает объединение множества факторов в комплексы. Это называется агрегированием. Тогда число показателей системы можно свети к желаемому минимуму. Этому служит, разработанная нами, Интегральная теория систем. По этому поводу я уже высказывался в новостях сайта Народного художественного университета. Были и другие дискуссии.

Е.П. – Как участники конференции восприняли Ваш доклад?

Н.П. – С интересом, отметили его новизну, поддержали нашу инициативу. Поступили предложения о сотрудничестве по реализации проекта. Я уделил особое место тому, что проект направлен непосредственно на личность человека, несет каждой индивидуальной личности развитие, благополучие и счастье. Вопрос о счастье особенно важен. Этот вопрос редко затрагивается в разговорах о личности, а ведь является по сути центральным. И счастье реально достижимо в самых неблагоприятных обстоятельствах внешней среды. Это достигается тем, что сознание человека правильно различает средства гармонии и дисгармонии, что позволяет максимально уменьшить влияние негативных факторов и увеличить влияние положительных. В совокупном результате такой практики и само общество достигает крупных благ.

Е.П. – А кто-нибудь еще говорил о счастье человека в таком плане?

Н.П. – По моему никто.  

Е.П. – А как на Ваш взгляд, почему?

Н.П. – Думаю, действительно правильный ответ Вам может дать именно то науковедение, о необходимости  которого говорил Анатолий Ильич Ракитов. Еще раз скажу, он выступил с блестящей идеей. Ее реализация позволит нащупать оптимальные пути развития науки, сберегая огромные финансовые и людские ресурсы, избегая многих упущений. Думаю, не сильно ошибусь, если назову эту идею гениальной. Мы с коллегами восприняли ее с большим энтузиазмом.

Е.П. – Каковы в этом смысле Ваши планы?

Н.П. – Сначала хорошенько во всем разобраться, а затем, что называется, «засучить рукава».

Е.П. – Наверное, очень многие люди пожелают успехов в этой работе.

Н.П. – Это – главная движущая сила нашей деятельности.

 


Приводим полный текст доклада Н.Б. Покровского

I ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ»

(Москва. 8-11 ноября. 2008)

ДОКЛАД

 

«ВСЕОБЩАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В РОССИИ – СУПЕРПРОЕКТ В РАЗВИТИИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Покровский Н.Б.


В основании проекта положены результаты пятнадцатилетней совместной деятельности широкого круга специалистов и ученых в различных областях - от учебно-производственной практики до фундаментальной науки.

1. Краткая история создания проекта
В 1990 г. одновременно возникли два направления деятельности, базой для которых служил ПК «Меридиан 2000». Одно из направлений - производство художественной продук-ции из дерева и обучение этому искусству других людей - осуществляло само предприятие. Другое направление – научные работа тех ученых и специалистов, которым ПК «Меридиан 2000» оказывал организационную и финансовую поддержку. Постепенно это направление привело по инициативе ряда специалистов и ученых к образованию в 1993 г. ЗАО «Гума-нитарный фонд».
Производственно – учебная деятельность ПК «Меридиан 2000» и научно-исследовательская работа ЗАО «Гуманитарный фонд» развивались совместно. В это время специалисты «Гуманитарного фонда» приступили к изучению вопросов мышления человека, с целью применить результаты в деятельности менеджеров. В этот период быстро расширя-лись контакты «Гуманитарного фонда» с научным сообществом, включая высоко квалифици-рованных специалистов и таких выдающихся личностей, как Д.С. Лихачев, Е.Е. Моисеенко, М.Г. Аникушин. Именно им принадлежит идея систематической просветительской работы среди граждан города, а затем и страны. 
Первые попытки такой работы потерпели полный провал. Экономическая ситуация и психологический климат были не благоприятными. Комплексная программа «Новый Петер-бург» также не получила ожидаемого развития, в том числе и по причине недостатка сил самих разработчиков. Комитету по печали Мэрии Санкт-Петербурга было предложено реа-лизовать программу по государственной политике в издательской сфере с просветительскими целями. Программа получила положительную оценку рецензента, но из-за отсутствия средств не была реализована.
В этот же период (1996-1997 г.г.) «Гуманитарный фондом» были разработаны основ-ные положения Теории отстранения, которая выявляла исключительное значение образного мышления. И с этого момента вопросы изобразительной грамотности стали профилирующи-ми. Было решено, что и широкомасштабная просветительская деятельность может быть осу-ществлена только в рамках целевой программы по всеобщей изобразительной грамотности. Новый подход получил горячее одобрение Д.С. Лихачева, Е.Е. Моисеенко м М.Г. Анику-шина. Была поставлена задача разработки такой комплексной программы, с учетом неудач-ного опыта предыдущих мер.
Ряд объективных причин, включая дефолт 1998 г., затормозил разработку такой про-граммы, и она была завершена только к 2005 .
Одним из условий реализации программы стало ее независимость от государственного финансирования. Сегодня проект «Всеобщей изобразительной грамотности в России» является гражданской инициативой, которая не исключает сотрудничество с другими институтами об-щества. Этим планируется уберечь проект от бюрократической эрозии, а также снизить не-гативные эффекты, которые связанны с заманчивостью легких бюджетных денег.
Проект «Всеобщая изобразительная грамотности в России» - это, по мысли разработ-чиков, дело профессионалов, преданных своему делу и своей Родине.
Именно такими были те, кто вдохнул жизнь в идею этого проекта.

2. Научно-практическая база проекта
Научно-практическую базу проекта составили результаты практической деятельности по обучению людей изобразительному искусству, результаты изучения отдельных вопросов мышления в процессе изобразительной деятельности, а также результаты теоретических ис-следований, включавших анализ дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
 
2.1. Практическая деятельность включала:
•Обучение изобразительному искусству (роспись по дереву, рисунок, живопись) более 4000 человек с период 1990 по 2005 г.
•Обучения изобразительному искусству людей с умственной отсталостью.
•Совершенствование методик обучения на основе практических исследований и со-трудничества с профессиональным сообществом.
•Апробация выводов и решений в рамках тематических конференций.

2.2. Теоретическая деятельность включала вопросы:
•Физиологии высшей нервной деятельности.
•Теории личности, данные науки в области человеческого интеллекта.
•Фундаментальных положений современного естествознания, происхождение жизни, происхождения человека, развития общества.
•Современные данные по теории систем.
•Методы логико-математического анализа процессов и эффектов.
•Теории развития России.
•Целевые аспекты экономики.
В основу проекта положены новые разработки, среди которых:
•Теория отстранения,
•Интегративно-балансованя теория личности.
•Теория эмоционального интеллекта.
•Культурологическая теория экономики
•Теория развития России

3. Обобщение опыта практической (учебно-методической) работы
Обучение изобразительному искусству, далее, согласно, принятой практике «ИЗО», сле-дует разделить на два периода, имеющих свою специфику.
Первый период охватывает время с 1990 до 2000 г. В этот период учащихся интере-совала в первую очередь возможность заработка путем производства художественной про-дукции из дерева. С этой целью в ПК «Меридиан 2000» была разработана программа уско-ренного производственного обучения, с возможностью стажировки в ПК «Меридиан 2000». Сотрудничество с бывшими учениками позволяло более точно оценить эффективность учеб-ной программы.
На курсах занимались люди разных социальных групп, с разным уровнем развития, воспитания и образования, с разным жизненным опытом. Их возраст составлял от 15-16 до 65 и немного более лет.
Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что способность к пластическому мышлению (мышлению образами) продемонстрировали практически все. Опыт показал, что на первых этапах художественной практики успехи людей не зависят от уровня развития интеллекта.
Это подтвердила и работа с умственно отсталыми людьми. В 1996 г. ЗАО «Гумани-тарный фонд» по соглашению с Психоневрологическим Интернатом № 10 приступило к раз-работке «Программы разработки и реализации дополнительных мер по трудовой реабилита-ции групп инвалидов детства Психоневрологического Интерната № 10». Эта работа показала, что инвалиды этой категории способны к выполнению обычных заданий (начального периода обучения) не менее, чем учащиеся производственных курсов ПК «Меридиан 2000». Правда у инвалидов наступала усталость гораздо раньше. Неспособность же в целом к пластическому мышлению была выявлена только при самых тяжелых диагнозах.
Работа с инвалидами привела к ряду предположительных выводов:
1.    Было отмечено, что в процессе занятий искусством повышается, а скорее – мобилизуется, способность к логическому, понятийному мышлению. Так, например, в начале занятий на вопрос «Почему движется паровоз?», человек с биологическим возрастом 22 года давал ответ «Потому что из трубы идет дым». Через 5-6 месяцев занятий звучали уже более конструктивные ответы. Например, на вопрос «Почему растут деревья?», ответ – «Кор-ни берут воду из земли, а сверху их греет Солнце».
2.    Те учащиеся, которые занимались наиболее увлеченно, испытывали мень-шую потребность в регулярном приеме медикаментов.
3.    У этих же учащихся персонал отмечал определенную стабилизацию психи-ческого состояния, включая, такой важный аспект для данного учреждение, как либидо.
4.    Необходимо наличие структурирующего мотива. К числу наиболее сильных побуждений следует отнести деньги. Перспектива их получения мобилизовала усилия чело-века.
Для целей данного проекта важно показать всеобщую способность людей к обучению ИЗО. И это полностью согласуется с положением о том, что образное, пластическое мышле-ние является реликтовой формой деятельности сознания и содержит в себе значительный потенциал.
После 2000 г. интересы учащихся начинают смещаться из коммерческой области в область общекультурную. С этого времени все больше интереса проявляется к рисунку и живописи.
В процессе обучения рисунку (обучение рисунку ведется по программе академического рисунка) были специально отмечены следующие эффекты:
1.    При рисунке с натуры человек рисует не то, что он видит, а то, что он думает о предмете. Например, учащийся на рисунке куба изображает ту его грань, кото-рую в принципе не может видеть. При этом создается эффект обратной перспективы. В ряде случаев учащимся предлагалось выполнить рисунок вазы несложной формы. Затем ваза переворачивалась вверх дном, и задание повторялось. В рисунок перевернутой вазы часто вносились очевидные (для преподавателя) искажение в виде прямого переноса элементов предыдущего рисунка. Например, если донышко вазы было шире ее горлышка, то во втором рисунке горлышко – нижняя часть вазы – изображалось шире донышка, которое теперь бы-ло наверху. Это указывает на то, что зрительный образ предмета в процессе его осознания может оказаться существенно не адекватным реальности. Очевидно, этот образ кодируется в сознании человека и в процессе «дешифровки» испытывает воздействие мыслительной дея-тельности, что влечет потери содержания.
Тогда обучение должно учитывать механизмы как «кодирования», так и «дешифров-ки» зрительного образа.
2.    Есть люди, которым трудно вообще что-либо изобразить на листе бумаги, даже точку… В этом случае приходится говорить о том, что функции мозга, которые отве-чают за моторику, существенно пассивированы. Учитывая большое значение моторики во всем комплексе нервной деятельности человека, следует признать такие случае весьма тре-вожными и принять меры к корректировке этой функции. Тем более, что сделать это дос-таточно несложно.
3.    Методика академического рисунка направлена на изучение и анализ форм реальности. Такие исследования затрагивают глубинные функции сознания и создают чрез-вычайно важный эффект. Это может иллюстрировать следующий случай. По завершению рисунка гипсового куба, одна из учащихся подошла к нему, восторженно погладила его со словами «Как прекрасен этот куб!». В той или иной мере почти все учащиеся наших курсов испытывают подобные ощущения. Бесконечная красота и гармония Природы, которую трудно осознать в понятийном поле, легко дается сознанию человека в конкретных образах, когда это сознание готово их воспринять. Такая готовность создается изобразительной грамотно-стью.
Отдельно следует выделить обучение росписи по дереву беременных женщин. Это были единичные случаи, связанные с личной потребностью в занятиях искусством. При этом отмечались положительные изменения в психологическом и физическом состоянии учащихся. Есть основания предполагать наличие положительного воздействия и на развитие ребенка в дородовый период. Этот вопрос требует специального исследования. Наиболее широкие и благоприятные условия для этого открывает реализация проекта всеобщей изобразительной грамотности.

Непосредственный опыт обучения людей ИЗО за 15 лет дополнился опытом тех уча-щихся курсов, которые сами начинали вести учебную деятельность по освоенному предмету (росись по дереву, рисунок). Особый интерес представлял опыт обучения детей, поскольку наши курсы не имели такой практики. Часть бывших учащихся курсов начинали работать в детских садах и в общеобразовательных школах. Из их опыта работы можно сделать одно-значный вывод о высокой востребованности искусства уже с самого раннего возраста. При этом учителя младших классов отмечали, что те дети, которые охвачены занятиями ИЗО (в рамках дополнительного образования) более организованы, лучше усваивают материал и по другим предметами, более дисциплинированы.
Широкое сотрудничество с преподавателями школ и детских садов привнесло целый ряд новых решений. В частности, был разработан «этико-эстетический конструктор» для за-нятий с детьми. Конструктор позволяет создавать на плоском основании тематические ком-позиции. Работа с таким конструктором развивает конструктивное мышление, эстетические переживания, гармоничное восприятие реальности и, что особенно важно, позволяет форми-ровать системы этических ценностей посредством смыслового содержания композиций. Причем это происходит не навязчиво, без скучных назиданий, а органично и деликатно. При этом усвоение опыта протекает на уровне подсознания и кладется в основу стереотипов мышле-ния и приоритетов мотивации.
Идея «этико-эстетического конструктора» была положительно оценена Комитетом по образованию и Институтом детства Российского государственного  педагогического универси-тета им. А.И. Герцена. Комитетом по образованию было признано целесообразным прове-дение специальных исследований на базе Санкт-Петербургской Академии постдипломного об-разования. Вопрос обсуждался с руководством Академии, была подтверждена целесообраз-ность работ расширенного формата, включая вопросы образного мышления. В настоящее время должен быть решены вопросы организационного и финансового характера.

На первых этапах работы для оптимизации методики обучения широко использова-лось анкетирование учащихся, которое позволяло выявить важные особенности мышления, использованные в теоретических разработках. После 2000 г. стало практиковаться получение отзывов, которые отразили различные стороны психологического эффекта. Он неизменно был высоко позитивным («ничего подобно не представляла»), захватывающим («забываю даже про своих детей»), отмечалось даже улучшение физического здоровья.
На данном этапе были сделаны следующие выводы:
1.    Занятия изобразительным искусством должны быть обязательной формой деятельности каждого человека.
2.    Первым видом изобразительного искусства следует считать роспись по де-реву. Этому искусству вполне можно обучать детей с 3-4 лет.
3.    Обучение рисунку и живописи на основе академических программ также следует считать обязательной формой образовательного процесса. Обучение этим искусствам, вероятно, следует начинать с 12-14 лет, когда сознание более готово оперировать образами реальных объектов в пространстве.
4.    Занятие искусством содержит возможности улучшения физического здоро-вья, что должно стать предметом специального изучения.
5.    Вопросу изобразительной грамотности целесообразно придать статус госу-дарственной важности.

4. Теоретические исследования
Исходные положения.
Образное и понятийное (языковое) мышление – две взаимодополняющие формы дея-тельности сознания человека. Каждая из них имеет свой арсенал средств, свои алгоритмы и функции. Для целей проекта рассматриваются основные особенности этих форм
•образное мышление оперирует ассоциативными связями,
•понятийное мышление оперирует логикой причинно-следственных связей.
Сознание человека совмещает в себе две формы деятельности:
•экстравертная, направленная во внешнюю среду,
•интровертная, направленная внутрь себя.
Эти формы присутствуют в различных соотношениях вплоть до полного преобладания одной из них. Тогда мы имеем выраженного экстраверта или интроверта.
Типы сознания будем различать по балансу экстравертного и интровертного типу деятельности. А тип мышления будем различать по балансу образного и понятийного мыш-ления.
Применительно к различным типам сознания будем говорить о «схемах» экстраверт-ного и интровертного мышления, что позволяет разделять типы сознания и типы мышле-ния.
Первой теоретической разработкой, которая определила дальнейшее направление ра-боты, была Теория отстранения.

4.1. Теория отстранения
Теория отстранения была первой аналитической разработкой специалистов «Гумани-тарного фонда» на основании практического опыта обучения людей изобразительному искус-ству. В процессе этой работы было обращено внимание на эффекты экстравертного и ин-тровертного мышления.
Было отмечено, что за последние два века в процессах жизнеобеспечения человека прошли принципиальные перемены, связанные с технической революцией. Механизмы мыш-ление цивилизации существенно сместились в интровертную сферу.
Основные положения «Теории отстранения» [1].
С начала 19 века устойчиво формировались следующие условия:
1.    Языковая информация активно вытесняет и заменяет образную во всех сферах жизни человека.
2.    Ослабляется и почти полностью исчезает идентификация человека в среде обитания на уровне непосредственных ощущений, что приводит к дистанцированию процессов мышления от наблюдаемых явлений Природы.
3.    Принципиальной особенностью языковой сферы мышления в отличие от об-разной является преобладание факторов недостаточности (только образ обладает завершен-ностью) и «неполноценности» сознания в отношении полноты объективной реальности. При-сутствие этих факторов дезориентирует процесс конструктивного мышления.
4.    Замкнутый в языковой сфере, дистанцированной от реальной Природы, процесс мышления питается, в основном, не органичным материалом Природы, а своим соб-ственным продуктом, многократно переработанным, что должно вести к глубокой мутации сознания.
5.    Современные методы оперирование информацией активно используют искус-ственно синтезированные образы. «Новая образная информация» с синтетическим наполнени-ем способствует процессам мутации сознания.
6.    Создающиеся синтезированные языковые формы неустойчивы, легко транс-формируются в случайных ситуациях, создавая случайные конструкции, также весьма неус-тойчивые, низко информативные и низко функциональные. Многовариантность трансформа-ций на фоне устойчивой мутации сознания в интровертном поле создает предпосылки для возникновения деструктивных компонентов мышления в условиях хаотичных аномальных возмущений.
7.    Новые условия жизнеобеспечения направлены на развитие исключительно интровертного типа мышления. Человек оперирует орудиями, мощность и масштабы воздей-ствия которых намного превосходят материальные характеристики человека. При этом мыш-ление человека смещается из области реальных, непосредственных ощущений (и представле-ний) в область условных представлений (и опосредованных ощущений), где сама личность человека представлена исключительно условно, идентифицирована по условным параметрам, а не по существенным признакам Природы.
Практика общего и профессионального образования развивает интровертный тип мышления и угнетает экстравертный, оказывая на сознание стерилизующее действие.
Таким образом, разворачивается глобальный процесс дегуманизации человеческого сообщества при видимом росте статуса человеческой личности, который вуалирует реальный процесс дегуманизации и усиливает его действие.

Как результат новые техника и технологии жизнеобеспечения, условия жизни и об-разования, новое мировоззрение и идеология существенно сместили процесс мышления чело-века в интровертную сферу, заключающую в себе всю сумму деструктивных мотивов пове-дения и экранированную, отстраненную от органичного материала Природы, который содер-жит все продуктивные модели существования.
Следствием этого является развитие в обществе деструктивных, разрушительных концепций, объектом которых является Природа, общество и сама человеческая личность. Естественными формами становятся наркомания (активная интровертность), суицид и терро-ризм (агрессивная интровертность).
Данный процесс имеет объективный характер, свои фазы и признаки.
Началом процесса можно считать 20-30-е годы 19 века, что связано с интенсивным развитием техники. Завершение процесса можно отнести к 70-90-м годам 21 века
Формальные признаки завершения первой фазы наиболее хорошо видны в изобрази-тельном искусстве, в частности в живописи -  импрессионизм, (как последний взгляд евро-пейской цивилизации на Природу), который сменил постимпрессионизм (переходная стадия), а затем абстракционизм и сюреализм, как типичный вид интровертного искусства.
С периодом второй фазы совпадают крупные войны и революции. Признаком третьей фазы можно считать всплеск террористической активности.
Частные следствия Теории отстранения.
Первое – интровертное мышления стимулирует агрессивные, ассоциальные мотивы поведения. Типичен социальный эгоизм, отказ от служения обществу, участия в его жизни.
Второе – широкое распространение наркомании, которая для значительной группы людей приобретает форму идеологией. Вместе с этим широкое развитие наркобизнеса и криминализация общества.
Третье – деформация общепризнанных ценностей, развитие деградационных процес-сов личности уже на ранних стадиях жизни в ходе угасания экстравертного типа мышле-ния.
Четвертое – не предсказуемое и не контролируемое нарушение психики. Совершенно неожиданно нормальный человек может превратиться в маньяка, крайне опасного для обще-ства. В настоящее время эти факты широко известны.
Пятое – необходимо реализовать принципиально новые воспитательно- образователь-ные технологии, направленные на развитие экстравертного типа мышления. Ключевым фактором здесь является развитие образного мышления, как типичной экстравертной техно-логии сознания.
Материалы Теории отстранения были переданы в 1998 г. на экспертизу в Государст-венный Экспертный Совет, Заключение которого, в частности, констатировало «новое раскры-тие проблемы».
Непосредственно из Теории отстранения следует Интегративно-балансовая теория личности.

4.2. Интегративно – балансовая теория личности [2]
Мир устроен по принципу дуализма. Дуализм мира порождает в нем движение. Движение, как и время, имеет в мире одно направление. Это направление – развитие, то есть усложнение систем.
Дуализм сознания человека выражается в наличии двух типов мышления – экстра-вертного и интровертного. Из их взаимодействия и проистекает процесс развития. Если мы исключим из этой системы интровертное мышление, мы получим тип сознания животного. Если исключить экстравертный – получим тип работы машины, «машинное» мышление. Эти сравнения до некоторой степени условны и упрощены, но на существующем этапе изучения вопроса очень удобны и вполне допустимы.
Важнейшим вопросом является сам баланс экстравертного и интровертного типов мышления. На практическом уровне речь идет о балансе образного и понятийно-логического мышления. Оба типа реализуют свои собственные алгоритмы, имеют достаточно высокий уровень автономности, что как раз и обеспечивает дуализм сознания.
Эта автономность исключает возможность непосрдественного взаимозаменяемости, а, значит, рождает необходимость специального механизма интеграции этих типов. Тогда мы имеем уже три фактора в деятельности сознания: экстравертную, интровертную схему мышления и интегративный процесс трансформации их продукта. Как действует «интегра-тор», нам пока в достаточной мере не известно, хотя первые предположения уже сделаны. Наиболее важным здесь являются формы проявления законов синергетики. Это – чрезвы-чайно важный аспект, от которого мы ожидаем крупных результатов в понимании работы создания вообще. Без сомнения процессы самоорганизации в формировании мышления име-ют одно из главенствующих значений. Именно ими создается то русло, по которому проте-кает процесс формирования личности и реализации ее потенциала.
Баланс двух основных схем мышления человека и их интеграция составляют содер-жание интегративно-балансовой теории личности, разработанной в ЗАО «Гуманитарный фонд».  От этой теории разработчики ожидают существенной модернизации наших пред-ставлений о человеке, его истории и его перспективах. 
Сегодня все результаты этих исследований учтены в проекте «Всеобщей изобрази-тельной грамотности в России».

4.3. О механизме развития личности
Теория отстранения позволяет увидеть механизм развития личности в следующей последовательности. Экстравертные и интровертные схемы взаимно дополняют друг друга. Продукт одной из них усваивается другой и переводит ее на более высокий уровень дея-тельности. И следующее взаимодействие происходит уже на более высоком уровне. Этим достигается трехмерность сознания, что является фундаментальным свойством Природа.
В очень упрощенном виде можно говорить, что типичные экстраверты – это «худож-ники», но наиболее посредственные. Типичные же интроверты – «ученые», того же уровня. Продуктивность для общества и тех и других соответствует этому уровню. Вот почему в интересах общества использовать все средства для того, способствовать совместному разви-тию экстравертных и интровертных схем мышления.

4.4. Интегральная теория систем
Интегральная теория систем состоит из трех  честных теорий: Теории тройных сис-тем, Относительной теории систем и Специальной теории систем [3].
Теория тройных систем гласит, что самоорганизующаяся, развивающаяся система должна состоять из трех компонентов (факторов). В каждый момент времени состояние лю-бой системы и вектор ее развития определяется соотношением трех максимально автоном-ных факторов. Из них два фактора осуществляют целевое взаимодействие, а третий явля-ется целевым продуктом этого взаимодействия, и служит обратной связи в ходе взаимодей-ствия.
Относительная теория систем определяет иерархию этих компонентов (факторов) по их отношению ко времени, а именно, к прошлому, настоящему и будущему системы. Спе-циальная теория систем устанавливает количественные соотношения между влиянием, вкла-дом в режим функционирования системы каждого из компонентов (факторов) системы на основании закона «золотой пропорции». Согласно Специальной теории систем влияние факто-ра, отражающего категорию «прошлого», оценивается Индексом, равным 0,2. Тогда Индекс фактора, отражающего категорию «настоящего», равен 0,3, а Индекс фактора, отражающего категорию «будущего» - 0,5. Сумма Индексов равна 1,0. Данные соотношения относятся к оптимальному режиму функционирования системы
Данные факторы являются «Конструктивными». Их действие направлено на то, чтобы поддерживать минимальный уровень Энтропии системы. В соответствии со вторым законом термодинамики в любой системе присутствует «Деструктивный фактор», действие которого направлено на разрушение системы - на увеличение Энтропии.
Индекс Деструктивного фактора, по разным оценкам составляет от 0,07 до 0,11. Дест-руктивный фактор начинает расти, когда величины Индексов конструктивных факторов отличаются от оптимальной величины. При этом их общая сумма становится меньше единицы за счет замещения их влияния влиянием Деструктивного фактора. 

4.5.    Мысль как система
Рассмотрим человеческую мысль, как некую конструкцию из понятий, как систему [4]. Применим к ней положения Интегральной теории систем.
В духовном мире человека категории прошлого отвечает категория Этики, категории настоящего - категория Эстетики, а категории будущего – прагматичный интеллект или ка-тегория Рацио. Проделаем такой опыт – наложим эти условия на процесс формирования мысли в сознании человека. Тогда мы получим следующий вывод – мысль, как смысловая конструкция понятий, осознается человеком только тогда, когда завершается синтез содержа-ния прошлого опыта, настоящей потребности и поставленной цели. Причем в этом продукте все категории представлены в указанных соотношениях.
Из этого простого вывода вытекают три следствия. Первое – решающее значение имеет прошлое, которое в значительной мере аккумулировано подсознанием и реализуется средствами интуиции. Второе – следующее по значению принадлежит полноте осознания поставленной задачи. Третье – логика является самым слабым звеном в этой цепи и особо уповать на нее не приходится. То есть, основные усилия следует направлять на изучение постановки задачи и при этом руководствоваться чувством гармонии (Эстетикой). Эти за-ключения дают мало нового. Новое здесь, главным образом, – алгоритм решения задачи на основе Интегральной теории систем.
Интересно этот же аппарат наложить на сам процесс появления человека, выделение его из животного стада в ходе эволюции. В чем природа этой эволюции?
Здесь представляется вероятной следующая версия. Некое принципиальное изменение образа жизни привело к тому, что стало необходимо передавать информацию от поколения к поколению не генетическим, а культурным путем. Произошло накопление опыта, зафикси-рованное определенными разделами сознания. Накопление опыта, наверное, сопровождалось выработкой новых норм поведения, которые представляли собой некоторые конструкции «про-тоэтики».
Вероятно, следующий этап – анализ возникающих задач жизнеобеспечения на основе зарождающихся представлений о гармонии, которые могут непосредственно вытекать из практики реализации норм «протоэтики». Последние передаются не генетическим путем, а в ходе жизнедеятельности, т.е. за короткий интервал времени. Это может послужить толчком к формированию второй сигнальной системы в сознании будущего человека. 
Таким образом, началось формирование некой «чувственной культуры» в бытии су-щества. Так как именно эмоциональный фактор является доминирующим в мышлении че-ловека, человеку оставалось сделать только последний шаг в «пространстве» своей «чувствен-ной культуры», чтобы перейти на совершенно другую ступень – человека мыслящего, т.е., в сущности, стать человеком в современном понимании этого слова. Этот шаг заключается в прогнозировании своих действий, в целеполагании на основе накопленного опыта оперирова-ния, критериями которого могли быть только первые представления о гармонии на уровне простейших чувственных восприятий. Так родилось недостающее звено сознания – Рацио.
Эти рассуждения хорошо согласуются с известными закономерностями самоорганиза-ции. Изменение в способе существования нарушили стандартное состояние сознания существа - то есть в системе стал повышаться уровень Энтропии (мера хаоса). А дальше все шло, как обычно: Энтропия достигла максимума, далее – бифуркация (игра случайных совпаде-ний), далее – аттракторы (зародыши будущей системы из категорий Этики и Эстетики), да-лее – новая система из материала старой системы в виде человека мыслящего. Интересно отметить, что в этом процессе эволюции собственно логическое мышление («прагматичный интеллект», или «Рацио»), прогнозирующее будущее, возникло как продукт взаимодействия категории Этики (выражает категорию прошлого) и Эстетики (выражает категорию настоя-щего). То есть, Этика и Эстетика являются фундаментальными факторами появления чело-века!    

4.6. Homo sapiens эмоциональный [5]
В классическом определении Homo sapiens содержится основное отличие человека от животного. Но данное определение не содержит достаточных признаков того основного спо-соба существования, которым подчиняется технология принятия решений – то есть того, как реализуется это самое главное отличие человека от животного.
Попытаемся рассмотреть человека, как живую систему, повторив огпыт предыдущего раздела. Тогда мы приходим к выводу, что на принятие человеком решений, на его пове-дение в обществе и в любой другой среде обитания стереотипы этики и эстетики влияют определяющим образом. Их эффект в сумме составляет 80%! А рациональное мышление обеспечивают только 20%  в конечном результате. То есть, вклад главного отличительного признака является минимальным. Основные роли в поведении человека играют другие кате-гории сознания – не рациональное мышление, а механизмы эмоций.
Подтверждением этого является беспрецедентное развитие техники и экономики в тот момент, когда результаты деятельности человека стали наиболее полно (в историческом пространстве) отвечать его чувственным, то есть – эмоциональным ожиданиям.
Итак, логика разума стоит на последнем месте в ряду факторов, определяющих по-ведение человека. Предложенную версию интересно прокомментировать с позиций: «а что было бы, если бы это было не так?».
Сегодня можно с уверенностью говорить, что человеческий разум способен создавать физические эффекты на много превосходящие собственные физические возможности челове-ка. В этих условиях для Природы, как системы, в целях стабильности и самосохранения важно ограничить возможности человеческого разума. «Тормоза» для его деятельности, сво-его рода – балласт (как средство устойчивости судна) объективно необходимы. Таким бал-ластом служит «эмоциональное звено» в цепи принятия решений, которое состоит из логиче-ских выводов и эмоциональных оценок.  Человек при этом может веками двигаться по замкнутому кругу индивидуальных переживаний и впечатлений, механизм которых по сравнению с разумом весьма консервативен. Можно даже допустить, что он в принципе неизменен. Вот и прекрасная возможность «растянуть» на века развитие цивилизации!
Здесь надо отметить, что и для самого человека эти тормоза и балласт его развития необходимы, позволяя адаптироваться в ходе технического развития.
Итак, по-видимому, не столько логика, сколько эмоции определяют решения челове-ка, его позиции, его мотивы поведения. А логика только обслуживает эмоциональные конст-рукции в сознании человека. Из этого предположения с достаточной очевидностью вытекает возможность нового определения человека – Homo sapiens эмоциональный.

4.7. Культурологическая теория экономики
(краткое содержание)
Культурологическая теория экономики (КТЭ) разработана в ЗАО «Гуманитарный фонд» в 2000г. [6].
Согласно Интегральной теории систем состояние любой системы определяется соотно-шением трех основных факторов, каждый из которых выражает отдельную категорию вре-мени – категорию прошлого, настоящего и будущего.
В КТЭ экономические отношения рассматривается как цикл организации труда, его создания и распределения выручки. Тогда имеем систему из трех компонентов: Труд, Продукт, Дивиденды. Все эти компоненты выражают определенную категорию времени: Труд – прошлое, Продукт – настоящее, Дивиденды – будущее. Совмещение обеих систем указывает на четкие связи их компонентов. Труд связан с категорией Этики, и это дейст-вительно так, потому что Этика определяет качество труда и распределение Дивидендов. Продукт связан с Эстетикой, потому что его усвоение обществом определяется способностью эстетические потребности (эстетические потребности – это все, что превышает жизненно не-обходимый минимум). А Дивиденды закономерно связаны с организацией всего цикла, т. е. с прагматичным интеллектом – Рацио.
Таким образом, получена связь категорий культуры и экономики. При этом важно отметить, что исходя из равновесного ряда категорий культуры, стереотипы этики способны обеспечить 50% общего экономического эффекта, стереотипы эстетики – 30%, а стереотипы прагматичного интеллекта сами по себе не могут обеспечит более 20% экономического эф-фекта. То есть совокупный результат экономической деятельности ( в т.ч. ВВП) обеспечи-вается в первую очередь стереотипами этики и эстетики.

4.8. Некоторые дополнительные аргументы
В конце 20 века в зарубежной науке были получены важные результаты, которые позволяют судить о роли эмоций в деятельности интеллекта.
Результаты психофизиологических, нейрофизиологических, антропологических, клини-ческих и других наблюдений заложили основу для рождения новой науки – нейроэстетики. Эта молодая наука рассматривает эстетические переживания человека, как процесс, обуслов-ленный специальными функциями мозга. Российские исследователи внесли крупный вклад в становление этой науки, указав на то, что эти функции подчиняются общим для всего ми-роздания законам. В их основе они видят закон «золотой пропорции». В качестве примера можно указать работу [8].
Это позволяет сделать вывод, что эстетическое развитие личности, например, средст-вами изобразительного искусства играет важную роль в реализации потенциала любой лич-ности, что повышает продуктивность всех областей деятельности.
В качестве средства такого эстетического воспитания в первую очередь следует ука-зать на изобразительное искусство, в связи с тем, что закон «золотой пропорции» в нем выражен наиболее четко и осязаемо. Это имеет множество подтверждений, в частности можно назвать работы [7], [8].
Анализ значительного числа зарубежных работ с привлечением материала нейробио-логии, привел Н.М. Сланевскую к выводу о том, что «…бесспорно то, что моральное мыш-ление человека – это его неотъемлемая часть, хотел бы он того или нет,..» [9]. Это позво-ляет считать стереотипы этики непосредственными участниками всей деятельности человека, их роль – объективно обусловленной. Это повышает статус «эмоционального интеллекта».
Н.М. Сланевская также указывает на критику ряда экономистов общепризнанных экономических теорий, как ненаучных. Так, по мнению Кори экономическая теория рацио-нального выбора показывает полное незнание природы человека, так как помимо «рацио-нального мозга» есть еще и «эмоциональный мозг». Это хорошо согласуется с положениями Культрологической теорией экономики.
В работе Стивена Стайна и Говарда Бука «Преимущества EQ: эмоциональная куль-тура и ваш успех» (2000) на основании обширных исследований делается вывод о том, что именно организация эмоций обеспечивает успешную деятельность [10]. При этом роль эмо-ций в интеллектуальном продукте можно оценить в объеме до 85%. Напомним, что в рабо-те «Homo sapiens эмоциональный» вклад эмоций оценен в 80% - практически совпадающие величины.
В работе Е. Д. Хомской и Н.Я. Батовой [11] излагаются данные, которые указывают на взаимосвязь мыслительной деятельности мозга с характером эмоций. Это позволяет предположить обратную связь: строй эмоций – характер мышления.
Все это позволяет сделать вывод о том, что воспитание эмоций человека является чрезвычайно важным аспектом развития личности, ее успеха и благополучия в жизни, а в интегральном виде - формирования продуктивного общества.
Изобразительному искусству в этом деле принадлежит одна из ведущих ролей.


4.9. Фундаментальные аспекты
Вселенная
Современное естествознание дает следующее представления о происхождении Вселен-ной. Возбужденный физический вакуум в ходе инфляционного расширения в течение ни-чтожной доли секунды формирует объем пространства, который  на порядки превосходит со-временный объем Вселенной. Далее следует высвобождение энергии этого физического ва-куума, что современная наука фиксирует в виде Большого Взрыва.
В виду весьма ограниченного числа моделей существования мира, правомерно пред-положить, что в деятельности сознания реализуются те же модели, что и в остальном ма-териальной мире, во Вселенной. И здесь мы видим, что аналогом инфляционного расшире-ния физического вакуума выступает именно образное мышление. Художественная практика это демонстрирует постоянно. В первый момент возникает «размытый», практически не осознаваемый образ – например, при виде черной вороны на снегу у автора картины «Боя-рыня Морозова» В. Сурикова. Этот образ несет в себе все потенции будущей предметности, которая формируется в процессе осознания идеи.
То есть, именно образ, в отличии от понятия, которое гораздо конкретнее, наиболее может формировать пространство, в котором получит развитие собственно интеллектуальный процесс.
При этом именно образ обладает наибольшей неопределенностью, которая обеспечи-вает возможность получения максимального числа решений, без потерь любого из них.
 
«Антропный принцип» во Вселенной
Современное естествознания связывает устойчиво развитие Вселенной с действием «антропным приницпом», согласно которому в Вселенной должен присутствовать «Наблюда-тель», или сознание, способное постигать ее качества. «Антропный принцип» сегодня призна-ется тем критерием, по которому определяется научность новых теорий о Вселенной, на-столько велико его значение.
В полном согласии с этим принципом находится практика художника, который фик-сирует и анализирует видимые материальные предметы, а также отношения в области жи-вой материи. Можно сказать, что сознание художника существует в полной гармонии с Миром. В таком состоянии сознания, оно будет обладать максимальной продуктивностью и наилучшим образом служить человеку и обществу.
В связи с этим целесообразно рассмотреть в самом общем виде роль гармоничных отношений в системах.
Представим себе, что в поле, которое обладает определенной частотной характеристи-кой (в нашем случае – Вселенная) действует объект, который обладает другой частотной характеристикой (в нашем случае сознание человека). В те периоды, когда фазы частот совпадают, мы будем иметь ситуацию близкую к резонансу, что усиливает эффект, на ко-торый ориентирован объект. А тогда, когда они находятся в противофазе, действие объекта будет невозможным, так как оно будет подавляться более сильным полем.
Из этого несложного примера хорошо понятно, что действуя строго в гармонии с ре-альным миром, человек будет добиваться максимального успеха при минимальных затратах сил, потому что эти усилия наращиваются эффектом резонанса. И, напротив, вне гармонии с Миром, человек рискует прийти к оценке своей жизни по формуле – «нет счастья в жиз-ни», когда его стремления будут неизменно напрасными, безрезультатными.
В условиях обычной жизни человека изобразительное искусство становится наиболее доступным и легким способом прийти к гармоничному состоянию с Природой, а следователь-но обеспечить себе максимальное благополучие. 

Фундаментальная физика
Ценные характеристики образного мышления и его взаимодействия с понятийным мышлением дают фундаментальные положения физики – «принцип дополнительности» Н. Бо-ра и «принцип неопределенности» Гейзенберга. Квантовые эффекты наиболее присуще имен-но образному мышлению и по аналогии с физикой мира его можно признать основопола-гающим фактором развития сознания.
Это – весьма серьезный аргумент в пользу всеобщей изобразительной грамотности. 

Жизнь
Происхождение жизни и ее устойчивое развития обеспечено РНК и ДНК. РНК пер-вично по отношению к ДНК. Как убедительно показал, в частности, академик А.С. Спирин [12], возникновение РНК происходило в условиях регулярных изменений среды, что и вклю-чило механизм естественного отбора.
Рассматривая процессы мышления, мы должны признать, что неконтролируемая, про-извольная изменчивость, беспорядочная флуктуация более типичны для образа, чем для по-нятия. Отчасти это связано с ассоциативными связями, которые могут формироваться абсо-лютно свободно на уровне подсознания.
Тогда мы должны и признать, что именно образное мышление наиболее обеспечива-ет жизнь мысли.

Сознание.
Фундаментальным свойством сознания является отражение реальной действительности. В первую очередь – в ее материальных формах, т.е образах. Это говорит о том, что об-разное мышление является всеобщей формой мышления. Для человека эта форма является реликтовой, соответственно базовой. Известно, что реликтовый вид излучения во Вселенной несет в себе основную часть ее энергии.
Вполне логично предположить, что и в сознании человека именно образное мышле-ние содержит в себе основной потенциал.

Чисто биологический аспект
Б.С. Доброборский достаточно убедительно обосновал свой вывод о том, что режим существования любой биологической системы подобен работе двухтактного двигателя, кото-рый аккумулирует энергию в одной фазе и расходует ее в другой [13]. Очевидно, этот же закон можно применить и к созданию человека, заменив категорию энергии информацией.
Тогда следует считать, что нормальной работой сознания будет такой режим, при котором образное мышление накапливает информацию, а затем передает ее понятийному мышлению и наоборот.
То же относится к экстравертной и интровертной схемам мышления.

Физическое здоровье человека
Физическое здоровье человека ясно указывает на то, эксплуатируется ли данная жи-вая система в оптимальном или в не оптимальном режиме. В медицине хорошо известен факт наступления преждевременной импотенции при напряженном умственном труде, как, например, у ведущих менеджеров. Такие явления при напряженном физическом труде встречаются гораздо реже. Очевидно, от части потому, что физическое перенапряжение про-сто исключает дальнейшую деятельность, система сама себя регулирует.
Рассматривая различия в экстравертной и интровертной схемах сознания, можно предположить, что первая задействована на те энергетические системы, которые более свя-заны с мышечной деятельностью, а вторая – на нервную и эндокринную системы. Логично предположить, что ресурс второй системы гораздо меньше, чем первой. Интровертные схемы быстро истощают эти ресурсы, что приводит к тяжелым функциональным расстройствам ор-ганизма.
Сегодня это – только предположение, хотя и имеющее массу косвенных доказа-тельств. Вопрос, безусловно, требует досконального изучения. В рамках проекта это может быть сделано с наибольшей убедительностью и результативностью.

5. Опыт цивилизаций для развития личности и общества
Опыт цивилизаций, запечатленный в предметах изобразительного искусства имеет наибольшую историческую протяженность. Уже 25-30 тыс. лет назад стали появляться пер-вые произведения изобразительного искусства, которые отражали различные события, факты и отношения.  Это искусство охватывает все основные аспекты жизни человека. Сегодня это – ценнейший банк информации не только о жизни различных цивилизаций, но и о челове-ке, как таковом. Например, известная сцена сражения лучников (Мезолит) [14], позволяет судить о важнейших чертах будущей истории человечества. Этот небольшой рисунок можно отнести к числу пророческих произведений, не уступающих образцам гораздо более поздних эпох. И он же является типичным примером постижение скрытого от понятийного мышле-ния содержания Природы в конкретных ее проявлениях. Выявлять общее через частное – специфическое свойство любого искусства вообще.
Начиная с периода древнегреческой цивилизации, произведения изобразительного ис-кусства становятся носителями того содержания, которое, очевидно, будет актуальным для каждого человека в обозримой перспективе. Эти произведения позволяют определяться в системе ценностей, делать выбор между тем или иным образом жизни, ставить цели и на-ходить средства их достижения. В этих произведениях каждый человек может найти для себя опору в трудные мгновения жизни. Универсальный язык изобразительного искусства позволяет зрителю, обладающему изобразительной грамотностью вести прямой диалог с ав-торами произведений, среди которых немало величайших гениев человечества.
Изобразительная грамотность тогда становится необходимым условием организации наиболее успешной, наиболее благополучной и наиболее полезной для общества жизни.
Сам общественный прогресс можно поставить в зависимость от уровня изобразитель-ной грамотности членов общества.

6. О развитии общественных структур [15]
В обществе мы выделяем три основных конструктивных фактора. Фактор Государст-венности «ФГ» (государственная машина, аппарат, реализующий ту или иную властную техноло-гию), Фактор Капитала «ФК» (по составу все виды собственности, которые создают режим функцио-нирования экономики общества) и Фактор Труда «ФТ» (трудовые ресурсы общества, тем или иным образом представленные в механизме экономики и государственном укладе).
Деструктивному фактору придадим для человеческого общества наименование Фак-тора Социальной Деструкции ФСД. Этот фактор выражает всю сумму отношений, не соот-ветствующих формальному законодательству и официально декларируемым установкам для членов общества.
Когда мы примем, что структурирование человеческого общества как системы проте-кает от минимальных значений Индексов к максимальной величине, то мы увидим следую-щую закономерность. В человеческих группах (или сообществах) в первую очередь структу-рируется «неформальная», асоциальная деятельность по ФСД. Можно допустить, что асоци-альные элементы первыми начинают структурироваться: объединяться в группы, коалиции и т.п. именно эта тенденция требует от человеческого общества создания тех или иных форм государственности. Когда такая форма состоялась, начинается процесс формирования трудо-вых отношений в самых различных вариациях. Когда эти отношения ФТ достигнут опреде-ленного уровня, на исторической арене появляется капитал ФК в виде совершенно автоном-ного субъекта.
Таким образом, представленная шкала описывает логику исторического процесса че-ловеческой цивилизации. Первый импульс к ее становлению дан деструкцией, деструктивны-ми мотивами в поведении человека. В целях социальной стабильности потребовалась госу-дарственная власть. А в целях экономического прогресса потребовалось выделение Фактора Труда и Капитала в автономные подсистемы.
Когда система общества стала и реально, и формально тройной, началась эпоха его беспрецедентного развития. Небезынтересно отметить роль Фактора Труда в жизни общества. Если Капитал ведет общество к глобальному экономическому прогрессу, то Труд создает необходимую для этого социальную среду. С позиций Теории тройных систем об-щество непрерывно двигалось к высвобождению труда из зависимости от государства. Как следствие этого, росла и производительность труда, а вместе с тем и роль личности в об-ществе. Отношение общества к труду его членов выражает историческую зрелость общества, его адекватность историческому времени.
Тогда встает закономерный вопрос: а что дальше ждет общество, если оно уже дос-тигло оптимального состояния, перейдя в трехкомпонентную систему? Ведь движение к прогрессу не может прекратиться. Тогда в чем заключается этот прогресс?
Сегодня, по крайней мере, разработчикам Интегральной теории систем этот прогресс видится в формировании совершенно новой культуры. Очевидно, уже это столетие поставит пред человечеством глобальную задачу народонаселения и экологии. «Прижатое к стене» этими проблемами, человечество двинется по пути прогресса в области культуры. Именно в сфере культуры, очевидно, найдутся необходимые средства для стабилизации положения на земном шаре. При такой роли культуры вполне логично предположить наступление новой эры в истории цивилизации. Но сегодня все это только предположения, и требуются фунда-ментальные исследования, чтобы надежно прогнозировать ситуацию.

7. К Теории развития России
Существование системы представляет собой циклы повторяющихся ситуаций, в част-ности кризисов. Это своего рода исторический маятник Деструкции. По оси времени этот процесс можно выразить как «волну деструкции» системы. Гребень этой волны соответствует максимуму Деструкции, а впадина – максимуму Конструкции.
Специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» смоги рассчитать Волну Деструкции в ис-тории России в виде гармонической функции - «исторического кода» государства [15]. Соглас-но этому «коду» кризисными моментами являются года: 21, 817, 1309, 1613, 1801, 1917, 1989, 2034, 2062, 2079, 2089, 2095, 2099, 2101 г. Ретроспективный анализ истории страны согласуется с этими данными полученными независимым аналитическим путем.
Хорошо видно нарастание темпа событий, что указывает на типичный процесс развития системы, когда процессы ускоряются и усложняются. Это мы наблюдаем и во Вселенной. Следовательно, можно говорить, что Россия закономерно движется к некому более высокому уровню развития. Можно также считать, что в начале 22 века страна приобретет совершенно новое качество, очевидно, адекватное вызовам эпохи.
Обратим внимание на следующую особенность настоящей эпохи. Культуры боль-шинства государств находятся в состоянии стагнации. Политический, экономический, соци-альный уклад достаточно стационарны. Происходящие изменения (в том числе и в такой стране, как Китай) достаточно равномерны и размеренны, что всегда ставится в за-слугу этим странам. И только Россия входит в стадию особенно стремительного и бурного развития.
Итак, есть уже два серьезных аргумента, которые указывают на особое положение России в мире на рубеже следующего века. При этом конкурентное преимущество наи-более вероятно в сфере культуры.

8. Инновационный характер проекта в сфере образования и науки
8.1. Сфера образования
Исследования в этой области проводятся на базе лаборатории перспективных техно-логий образования ЗАО «Гуманитарный фонд», которая уже накопила значительный матери-ал по теории личности.
Кроме Государственного Экспертного Совета результаты исследований лаборатории были апробированы при участии в ряде Всероссийских конференций, посвященных общемето-дическим проблемам, модернизации начального образования, специфике гимназического обу-чения. Например, в 2003 г. на Всероссийской конференции «Модернизация начального обра-зования: проблемы и перспективы» от лаборатории был представлен доклад «Приоритеты модернизации начального образования», где в частности было о значении баланса экстра-вертного и интровертного мышления было замечено: «Боже упаси нас нарушить этот баланс (экстравертного и интровертного мышления)! Наркотики и детский суицид будут тогда лишь первыми плодами» [16]. Другими следствиями этого дисбаланса станет деградация личности [17].
Педагогическая общественность с большой озабоченностью относилась к выводам лабо-ратории, дополняя их собственными наблюдениями. В частности, педагоги – практики гово-рят о том, что к 5-му классу общеобразовательной школы образное мышление школьника почти полностью угасает. Было отмечено, что это единственная в стране лаборатория, кото-рая занялась данной проблематики, а ее результаты очень ценны.
Это получило подтверждение и в позиции Санкт-Петербургской Академии постдип-ломного образования, где одобрено предложение лаборатории о проведении специальное ис-следование по вопросу образного мышления школьников, как фактора развития  их лично-сти и интеллекта.
Развитие образного мышления, экстравертных технологий сознания позволяет суще-ственно повысить эффективность образования, решая следующие проблемы:
•Образное мышление школьника позволяет сообщить ему в адаптированной форме цели образования, что практически невозможно сделать в конкретных понятиях, тем более в детском возрасте. Целеполагание, даже на уровне смутного предчувствия образа, сущест-венно  способствует организованности школьника, мобилизации его внимания и направления усилий. Это – один из важнейших факторов целевого результата.
•Использование информации образного характера, становится возможным существен-но облегчить ее восприятия школьником. При этом решаются сразу две важнейших пробле-мы – снижается нагрузка на учащегося и сокращается время обучения. Последнее дает эф-фект веерного характера – от экономии средства и более раннего начала продуктивной деятельности человека до расширения диапазона его знаний – формирование более высокого уровня интеллекта нации.
•Образное мышление школьника делает для него доступным культурное наследие цивилизаций, а также способствует эстетическому развитию. Важность обоих факторов не требует пояснения.
Это важно и для общего и для профессионального образования.
Проект «Всеобщей изобразительной грамотности в России» учитывает все эти эффекты и является организующим фактором их достижения. В этом качестве он становится иннова-ционным суперпроекетом в области развития отечественного образования.

8.2. Сфера науки
Выводы относительно роли образного мышления ученых для их интеграции в меж-дисциплинарном и полидисциплинарном пространстве были апробированы на Международной конференции «Интеграция российских ученых в мировое научное сообщество» (Санкт-Петербург, 4-5 декабря 2007г.) в рамках доклада «Задачи формирования культурной общ-ности научной среды на базе изобразительного искусства, как продукта исторического опыта цивилизаций» [18].
В докладе была изложена концепция образного мышления, как фактора взаимопони-мания и продуктивного сотрудничества, а также – и как универсального языка общения, не имеющего ни национальных, ни временных границ.
Уже в последней четверти 20 века ясно обозначилась проблема взаимопонимания не только специалистов разных областей знаний, но и специалистов одной области. Настолько дифференцировались знания. В связи с этим роль взаимопонимания специалистов становится чрезвычайно важной. Это касается и вопросов безопасности. Конкретный пример – трагиче-ская гибель американских астронавтов в результате взрыва при запуске комического кораб-ля Дискавери. Согласно выводам следственной комиссии причиной взрыва послужило недос-таточное взаимопонимание среди различных специалистов.
Продуктивность научного мышления подчиняется всем тем положениям, которые от-носятся к балансу экстравертного и интровертного мышления, роли образного мышления для интеллектуального продукта. Но следует отметить совершенно особую роль образного мыш-ления для уровня активности интеллекта и его творческих возможностей.
Развитое образное мышление находится непрерывно в состоянии восприятия внешней среды. Этим обуславливается высокая и постоянная активность образного мышления. Так как сознание является целостной системой, активность образного мышления стимулирует и активность понятийного мышления. Таким образом, продуктивность интеллекта переводится на более высокий уровень. Но при этом, в целом, нагрузка на интеллект не возрастает, он просто получает возможность оперировать более сложными, более насыщенными по содержа-нию конструкциями. Физиологический режим не меняется.
Отметим также, что образное мышление – это наиболее инновационное мышление в связи с его квантовым характером. В эпоху нанотехнологий роль образного мышления осо-бо повышается, что уже демонстрировали конкретные примеры [19], историческим примером является идея электрона, рожденная мыслителями Древней Греции с высоким уровнем об-разного мышления и доминированием экстравертных схем сознания.
По своему содержанию данный аспект научной практики относится к разряду отдель-ных вопросов науковедения.
Таким образом, проект «Всеобщей изобразительной грамотности в России» открывает пути существенного повышения эффективности отечественной науки. Те средства, которые находятся в арсенале проекта, не имеют аналогов и по своей продуктивности беспрецедент-ны. Это позволяет считать проект «Всеобщей изобразительной грамотности в России» инно-вационным суперпроектом в развитии науки.

9.    Заключение
9.1. Общие выводы
Вопросы изобразительной грамотности были рассмотрены с позиций практического опыта, фундаментальных законов Вселенной, живой материи, природы и свойств сознания человека, общественного развития, а также – с позиций исторических перспектив России.
Показано, что изобразительная грамотность обеспечивает личности человека, целый ряд важнейших условий:
•позитивного формирования личности за счет норм эстетики,
•повышение уровня развития за счет активизации и взаимодействия экстраверт-ных и интровертных схем сознания, образного и понятийного мышления,
•расширение возможностей для реализации потенциала личности за счет обост-ренного чувства гармонии со средой существования,
•предохранение от формирования деструктивных мотивов поведения,
•повышение вероятности достижения личного благополучия за счет выше указан-ных факторов.
Для общества изобразительная грамотность обеспечивает следующие условия:
•повышение уровня нравственности в обществе за счет формирования позитивных качеств граждан, что усиливает позиции всего комплекса общепризнанных ценностей,
•укрепление правопорядка за счет сокращения деструктивных мотивов поведения и развития чувства уважения к закону, обществу, интересам государства,
•повышение продуктивности общества за счет личной продуктивности граждан, системы образования, сферы науки,
•снижение числа нештатных и чрезвычайных ситуаций, сокращение человеческих жертв и материальных потерь, за счет повышения нормативной культуры, которая регу-лирует режим профессиональной деятельности и повышает уровень ответственности их участников,
•повышение конкурентных возможностей общества за счет роста экономической эффективности и эффективности интеллекта в целом.
С позиций великих исторических перспектив России в 21 и 22 веках изобрази-тельная грамотность обеспечивает этим перспективам дополнительные возможности, так как способствует формированию наиболее передовой культуры. Этот тип культуры вклю-чает в себя значительный опыт цивилизаций, развитые формы общественных отношений и содержит высокий потенциал дальнейшего развития на основании многообразия собст-венного исторического пути, богатства национальной культуры.
Может возникнуть ошибочное мнение, что если исторические перспективы России уже объективно обусловлены, то принимать какие-либо специальные шаги для их реали-зации уже не обязательно или даже излишне. Однако, мы сегодня не знаем какой бу-дет Россия этого периода, каковы ее география и народ. Кризисы всегда влекут потери. Важно сделать эти потери минимальными. Кроме того, кризисы влекут тяжелые послед-ствия и для части граждан. С позиций гуманизма и государственных интересов повыше-ние «жизнеспособности» граждан не может быть излишней мерой.
В связи с этим всеобщая изобразительная грамотность становится задачей особой государственной важности, не ограничиваясь сферами науки и образования.

9.2. Порядок реализации проекта
Реализация проекта включает организацию обучения граждан изобразительной грамотности через систему дошкольных, общеобразовательных и профессиональных учре-ждений, путем создания культурно-досуговых и специализированных программ, а также средств дистанционного обучения, в т.ч. и через Интернет. Специальное направление – информирование население через СМИ о значении и содержании изобразительного ис-кусства. Научные исследования должны обеспечить получение эффективных методик обу-чения и новых знаний о сознании человека. Эти знания, как любой системный продукт, позволят решать проблемы социальной сферы, молодежной политики и создания эффек-тивной экономики.
В 2006 г. в Санкт-Петербурге разработчиками проекта был организован Народ-ный художественный университет, как базовая площадка для реализации проекта. Уни-верситет объединил учебно-методическую, производственную, научно-исследовательтвую и просветительскую деятельность. Эти направления деятельности обеспечивают продвижение идей проекта в обществе, а также постоянное развитие его научно-практической базы. Реализация проекта включена в направление «Личность и Культура» Центра системных исследований Санкт-Петербургского союза ученых.
Деятельность Народного художественного университета уже подтвердила его адек-ватность целям и задачам проекта, а также острую актуальность самого проекта.
Значительный потенциал проекта, его масштабы придают ему качества СУПЕРПРОЕКТА в развитии образования и науки, как базиса СИСТЕМНОГО ПРОГРЕССА РОССИИ.



Литература
1. Сивкова Т.Л. Гуманитарный фонд предупреждает // Личность и Культура. – 1999. - №  1. - с. 11-13.
2.    Сивкова Т.Л. Интегративно-балансовая теория личности // Личность и Культу-ра. – 2007. - № 2. - с. 57.
3. . Покровский Н.Б. Теория тройных систем. Личность и Культура // 2001. - №, ½. - с. 35-36, № ¾. - с. 38-41.
4. Т.Л. Сивкова, Е.В. Жаринова. Мысль как система // Личность и Культура, № 1, 2007г. с. 62-63.
5. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Жаринова Е.В. Homo sapiens эмоциональный // Личность и Культура. 2006. - № 5. - с. 61-62, № 6. -  с. 48-50.
6. Культурологическая теория экономики // Личность и Культура. – 2006. -  № 3. - с. 35.
7. Волков С.А. Математические константы моделей восприятия Мира // Личность и Культура. - № 2 . - с. 33-40.
8. А.Г. Суббота. «Золотое сечение» («sectio aurea») в медицине. – СПб.,ИНТФ «Стой-леспечать», 1996. - 168 с.
9. Сланевская Н.М. Моральное мышление // Личность и Культура. – 2008. - № 2, с. 47-52, № 3. - с. 38-42, № 4. - с. 36-44.
10. Steven J. Stein, Ph. D and Hovard E. Book, M.D. The EQ Edge Emotional Intelligence snd your success. Stoddart Publishing Co. Limited, 2000. - 210 с.
11. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции, нейропсихологическое исследование. (второе издание).  М. 1998, - 268 с.
12. Спирин А.С. Мир РНК и его эволюция // Личность и Культура. -  2008. - № 3. - с. 39-43, № 4. - с. 25-28.
13. Доброборский Б.С. О представлении живого организма как биохимического им-пульсного двухтактного генератора энергии // Личность и Культура. – 2005. - № 5. - с.27-30.
14.  История искусства зарубежных стран. М. Изобразительное искусство. 1979. – 408 с.
15. Покровский Н.Б., Покровский Б.Н. К теории общественных структур (Россия)// Личность и Культура. -  № 3/4. - 2001. - с. 14-19.
16. Покровский Н.Б., Жаринова Е.В. Приоритеты модернизации начального образова-ния. Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. СПб. , Из-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003.- 336 с.
17. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Покровский Б.Н. Развитие или деградация? // Личность и Культура. – 2000. - № 4. - с. 6-9.
18. В резерве науки // Личность и Культура. – 2008. - № 1. - с. 8-12.
19. Чтобы не оказаться во мраке // Личность и Культура. - № 4. - с. 45-47.


 

Последнее обновление ( 04.07.2009 г. )